Виды трезвучий.

В любом учебнике сольфеджио объяснение музыкального термина «трезвучие» будет следующим: аккорд, который состоит из трёх звуков, расположенных по терциям. Но чтобы полностью разобраться в этом определении, надо знать, что такое аккорд и терция.
Аккордом называется согласие нескольких музыкальных звуков (не меньше трёх), а терция – это такой интервал (то есть расстояние) между этими самыми звуками, равное трём ступеням («терция» с латинского языка переводится как «три»). И всё-таки, ключевым моментом в определении слова «трезвучие» является слово «три» – именно три (не два и не четыре) звука, расположенных определённым образом (на расстоянии трёх ступеней). С детства, со времён учёбы в музыкальной школе мне запомнился такой стих: «Трёх звуков некое созвучие и есть прекрасное трезвучие».
Трезвучия бывают четырех типов: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшённое.
1.jpg
• Мажорное трезвучие состоит из б.3 и м.3. Такое трезвучие называют ещё «большим». Между его крайними звуками ч.5.
2.jpg
1-малая терция, 2-большая терция, 3-чистая квинта.

• Минорное трезвучие состоит из м.3 и б.3. Такое трезвучие называют ещё «мáлым». Между крайними звуками аккорда ч.5.
3.jpg
1-большая терция, 2-малая терция, 3-чистая квинта.

• Увеличенное трезвучие состоит из б.3 и б.3. Между крайними звуками ув.5.

4.jpg
1-большая терция, 2-большая терция, 3-увеличенная квинта.
• Уменьшённое трезвучие состоит из м.3 и м.3. Между крайними звуками ум.5.
5.jpg
1-малая терция, 2-малая терция, 3-уменьшенная квинта.
Эти четыре вида различаются не только одними названиями. Всё дело тут в терциях, которые составляют эти трезвучия.
6.jpg
Терции бывают большими и малыми. В большой терции и в малой равное количество ступеней – три. Различаются они количеством тонов. А это что ещё такое? – спросите вы. Тоны и полутоны – это тоже единица измерения расстояния между звуками, но только более точная, чем ступени (с учётом чёрных клавиш).
7.jpg
Так вот, в большой терции – два тона, а в малой всего полтора. Давайте снова обратимся к клавишам фортепиано: есть клавиши чёрные, есть белые – вы видите два ряда. Если эти два ряда соединить в один и играть пальчиками все клавиши подряд (и чёрные, и белые), то между каждой соседней клавишей будет расстояние, равное половине тона или полутона. Значит, два таких расстояния – это два полутона, половина плюс половина равно целое. Два полутона – это один тон.

Теперь внимание! В терции малой у нас полтора тона – то есть три полутона. Чтобы получить три полутона, нам нужно переместиться по клавиатуре подряд на четыре клавиши (например, с до на ми-бемоль). В терции большой тонов уже два, соответственно, шагать нужно не на четыре, а на пять клавиш (например, от ноты до на ноту ми чистую).
Так вот, из этих двух терций комбинируются четыре вида трезвучий.
В мажорном трезвучии сначала идёт большая терция, а затем малая.
В минорном трезвучии – всё наоборот: сначала малая, потом большая.
В увеличенном трезвучии – обе терции большие, а в уменьшённом - обе малые.
8.jpg

Как построить трезвучие в нотной тетради?
Нужно просто нарисовать на нотном стане… снеговика! Вот такого:
9.jpg
Это и есть трезвучие! Вот такой вот ровненький «снеговик» из нот. Нот в каждом «снеговике» – три. И как они расположены? Или все три на линейках, или все три между линейками – соприкасаются друг с другом. А играются трезвучия – три ноты через одну клавишу.