Вы переживаете, что ваша дочь или сын 

ошибутся в выборе будущей профессии?

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит не только вас, но и подростка. Хуже, если ему пока все равно: мама за ручку отведёт на ЮРФАК (потому что ей «нравится»), а потом окажется, что ваше чадо терпеть не может перебирать нудные бумажки и общаться с людьми. Кто виноват?
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у ребят, которые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна и монотонна. Как правило, они не интересуются работой мамы, папы, дедушки, бабушки и других членов семьи. Это так называемая социальная и психологическая незрелость.
Но есть и другая категория ребят. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
В лучшем положении дети, с детства мечтающие стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаются в правильности своего выбора. Что бы ни говорили мама и бабушка, они с упорством фанатика штудируют учебники по химии или биологии, или посещают кружок «юный физик» и хорошо представляют себе, что будут делать по окончании школы. СЧАСТЛИВЧИКИ!!!
Большинство же ребят совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.


ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Мы, педагоги вокально-эстрадного коллектива «Коломбина», большинству детей, занимающихся у нас, не рекомендуем выбирать профессии, связанные с музыкальным и актёрским творчеством. Даже самые талантливые могут не суметь добиться успеха по ряду причин. А все мы хотим – и родители и педагоги, чтобы будущая профессия приносила удовлетворение, делала наших детей счастливыми! А вот навыки, приобретённые у нас, мы думаем, расширят ваши возможности в выборе дальнейшего пути!

И ТАК, С ЧЕГО НАЧАТЬ?

1. С 10-11 лет начните формировать волю ребёнка.

Несамостоятельность закладывается в системе образования с начальных классов. Родителям приходится делать уроки с ребенком в первом классе, в пятом классе, причем это очень поощряется учителями. Потом родители возят ребенка к репетиторам, или репетиторы приезжают к ребенку. Очень долго воля исходит от родителей — так устроено наше образование. Вот цитата с родительского собрания в 8-ом классе: «Мамаша, вы недорабатываете, у вас по физике две самостоятельные на тройки».
Ребенок воспринимается как некий резервуар, который нужно наполнить информацией — качественнее, быстрее, больше. Он не активен в этом процессе. И уже в подростковом возрасте начинается протест — кто-то делает пирсинг на все части тела, кто-то находит более жёсткие формы протеста.


ЕСТЬ ВЫХОД?

Да. Начать нужно с того, что хотя бы не делать с ребенком уроки. Не делать настолько, насколько позволяет его психотип. В начальной школе следует научить делать уроки. Стараться не делать уроки с ребенком, и ни в коем случае — за него. При этом, когда ребенок просит, проверить!!!
И школа не должна быть единственной областью функционирования ребенка. У ребенка должны быть впечатления помимо потребления информации. Футбол после школы, вокал, танцы, плавание - а не только английский язык. Необходимы впечатления, связанные с деятельностью рук, тела, дыханием, с социальными отношениями помимо потребления информации от педагогов в школе. Расширьте социальную среду ваших детей.
2. Начать формировать с детства у детей направленность не на результат, а на процесс.
Средний результат никого не интересует. Мы принуждаем подростков играть не на своем уровне. Дети, особенно старшие в семье, часто находятся под большим прессингом родительских ожиданий. Они должны реализовать все, что не реализовали родители, и еще, возможно, и бабушки, и дедушки.
Получается, что ребенок в классе — один из тридцати. А по ожиданиям семей примерно 27 из 30 должны быть первыми. Это не возможно! Не предъявляя завышенных требований к своим детям, только родители могут объяснить ценность изучения некоторых предметов и др. занятий для общего развития, даже если результат не первый! Со временем сформируется мотивация к учёбе, а не зависть к более способным детям и депрессия. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Необходимо понять, чем тебе нравится заниматься. Ведь как показывает практика, человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Если в 15–16 лет ребенок ничего не хочет, эту ситуацию нужно срочно исправлять.

3. Что важнее – ПРОФЕССИЯ или ЗАРАБОТОК?

То, как родители реагируют на выбор профессии ребенка, ужасает. Если он скажет, что хочет быть учителем, то наверняка родители скажут: «О, нет! У учителей очень маленькая зарплата!». А то, что у вашего сына есть все предпосылки стать ВЫСОКОКЛАССНЫМ специалистом, и в этой профессии точно не будет переизбытка на рынке труда, и то, что некоторые педагоги зарабатывают больше, чем юристы и экономисты – вам не известно. А всё дело в том, что реально, настоящей профориентацией никто не занимается. Статус профессий формируется по принципу - кого вы чаще видите в телевизоре! А статус созидательных профессий близок к нолю. Конечно, рейтинговые профессии описываются с лучших сторон, но никто не говорит о конкуренции, психологических кризисах, которые настигают тех же топ-менеджеров на десятом году работы.
Так что, только семья реально может помочь подростку в выборе профессии. Хотя именно в семье могут и «обломать крылья» детской мечте. Поэтому прежде, чем высказывать мнение о той или иной специальности, нужно заняться сбором информации о ней. А это - общая характеристика профессии, требования к индивидуальным особенностям, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке, родственные профессии, востребованность на рынке труда и др. 

И продолжить постепенно знакомить своего ребёнка с другими профессиями. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор, ведь интересных профессий гораздо больше, чем вы думаете!

4. Собираем информацию.

Ощущение того, что человек сделал неправильный выбор, появляется потому, что люди начинают задумываться о выборе собственной специальности в последний момент. Это происходит под конец 11-го класса, когда вопрос об определении встает остро. Принятое впопыхах, быстрое решение может быть ошибочным. А ведь профессия – это на всю жизнь.
Рассмотрим типичную ситуацию выбора выпускника школы: сдавать сложный ЕГЭ и получить профессию мечты, или остановиться на более простых ЕГЭ и гарантированно поступить на не столь желанную специальность. Чему стоит отдать предпочтение?
И тут нет однозначного ответа. Каждый случай индивидуален. Все зависит от мотивации выпускника, возможностей его здоровья и ресурсов. В детстве у нас развивается две внутренние мотивации. Одна мотивация – избегание неудач. Вторая – достижение успеха. Люди, которые мотивированы на достижение успеха, любят преодолевать препятствия. Им всегда хочется проверить, насколько хорошо у них это получится, им нравится учиться новому, брать ответственность на себя. Поэтому даже если экзамен тяжелый, они его будут сдавать, чтобы проверить свой потенциал. Именно это и будет означать успех. У части молодежи формируется мотивация избегания неудач. Она связана с тем, что в какой-то период жизни они не получили должной поддержки от окружения, от взрослых и немного разочаровались в себе, приобрели негативный опыт. Люди с такой мотивацией стараются обходить сложности стороной, выбирая при этом «легкие» пути. Но следуя легкому пути, человек не может в полной мере осознать свой потенциал и обучаться новому. Основные ошибки связаны с незнанием мира профессий, незнанием себя и неумением определить пути получения специальности.

Подведем итоги:
наши шаги к взвешенному решению.

Выбор профессии начинать за несколько лет до того момента как поступаешь, хорошо узнавать характер и условия труда конкретной профессии, исследовать востребованность и престижность профессии.
Пройти профориентационную диагностику. Это поможет узнать свою предрасположенность, свой потенциал, получить объективную оценку своих способностей и соотнести их с требованиями профессии.
Хорошо узнать рейтинг специальностей, востребованных сегодня. В интернете всегда представлен список и он постоянно обновляется. Поэтому необходимо держать руку на пульсе и отслеживать обновления.
Выбор вуза также немаловажен. Можно посмотреть информацию и на сайте, или узнать от людей, которые там учатся: насколько организована практика, как трудоустраиваются выпускники в данной специальности.
Если подходить к выбору профессии заранее, то у человека будет возможность попробовать себя в интересующих сферах деятельности. Сейчас это абсолютно реально: в качестве волонтера, в качестве практиканта, в качестве летней подработки. Таким образом, можно на деле понять подходит тебе данное направление или нет.
В следующей статье мы постараемся более детально разобрать некоторые из профессий, их плюсах и минусах. И мы желаем в будущем нашим выпускникам быть не только богатыми, но и счастливыми людьми!

Куршина С.Н., Куршина А.С.