Тритоны.

Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.
Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.
В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув.4 и ум.5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).
В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.
1.jpg

Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

Как разрешаются тритоны?

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5– в терцию.
Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

2.jpg

Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде.

В примере каждая новая строчка – новая тональность.
3.jpg

На сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.

Тритоны в тональности.

4.jpg
Принцип разрешения тритонов - переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые; при этом звуки двигаются противоположно друг другу: ув.4 - в противоположные стороны, а ум.5 - навстречу.
Увеличенный интервал при разрешении увеличивается, уменьшённый - уменьшается.

5.jpg

Тритоны от звука.

Чтобы построить уменьшённую квинту (ум.5) от звука, надо от данного звука построить чистую квинту (ч.5) и уменьшить её на 0,5 тона.
Чтобы построить увеличенную кварту (ув.4) от звука, надо от данного звука построить чистую кварту (ч.4) и увеличить её на 0,5 тона.
6.jpg



Чтобы разрешить ум.5, надо данный звук принять за 7 и 2 ступень.
Например, дан звук ми - это 7 ступень в фа мажоре и фа миноре; 2 ст. в ре мажоре и ре миноре.

Разрешать надо в соответствии с ключевыми знаками этих тональностей.

7.jpg


Чтобы разрешить ув.4, надо данный звук принять за 4 и 6 ступень.
Например, дан звук соль – это 4 ступень в ре мажоре и ре миноре; 6 ст. в си мажоре и си миноре.
Разрешать надо в соответствии с ключевыми знаками этих тональностей.

8.jpg