Три вида минорного лада.

Мажор и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Сегодня мы рассмотрим три вида минора.
Натуральный минор
Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного печальное.
Вот пример натурального Am (ля минора):

1.jpg
Гармонический минор
В гармоническом миноре при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII#). Повышается она для того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).
Вот пример гармонического Am (ля минора):
2.jpg

Cедьмая (вводная) ступень хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII#) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2).
И благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как восточный лад – красиво, изысканно (легко узнаётся на слух).
Мелодический минор.
Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется или поётся натуральный минор.
Вот пример мелодического Am (ля минора):
3.jpg

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув.2), которая образовалась в гармоническом миноре.
Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.
Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике (преодолев напряжение, мы уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы не должны забывать, что находимся в миноре.
Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично.
4.jpg

Примеры натурального, гармонического и мелодического минора в других тональностях.
Em (ми минор). В этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами).
5.jpg

Bm (си минор) с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).
6.jpg
Тональность F#m (фа-диез минор): в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез), а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.
7.jpg

C#m (до-диез минор) натуральный, гармонический и мелодический. При ключе четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.
8.jpg
Fm (фа минор). Ключевые знаки – четыре бемоля. В гармоническом Fm (фа минор) повышается седьмая ступень (ми-бекар). В мелодическом миноре при движении вверх – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения отменяются.
9.jpg
Cm (до минор). В тональности три бемолями при ключе (си, ми и ля). В гармоническом виде седьмая ступень повышена (си-бекар). В мелодическом виде в восходящем движении кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.
10.jpg
Gm (соль минор). В тональности при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез (повышение VII ступени), в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).
11.jpg
Dm (ре минор). Натуральный – без дополнительной альтерации (не забывайте про знак си-бемоля при ключе). Гармонический – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).
12.jpg