Стихи о музыкальных инстументах


  
Кончен вечер. Музыканты,
Раздарив свои таланты,
Тихо, под аплодисменты
Разобрали инструменты
И ушли со сцены прочь…
Впереди большая ночь…
Спать легли в свои футляры
Скрипки, трубы и гитары,
Барабан, колокола
Засопели из чехла…
Месяц заглянул в окно…
Стало тихо и темно...
Вдруг как вздрогнет, как подскочит
Серебристый КОЛОКОЛЬЧИК:
"Динь-динь-динь! День-день-день!
Ах, какой короткий день!
Динь-динь-динь! Не буду спать!
День-день-день! Хочу играть!"
"Бом-м-м! – ударил старший брат
Медный КОЛОКОЛ в набат. –
Успокой свой язычок!
Ляг в коробку и – молчок!
Пощади родного брата –
Завтра у меня соната…
Бом-м-м!"
"Види-вити, ви-и-ди-вити!
Погодите! Погодите! –
Взвизгнула с улыбкой
Озорная СКРИПКА. –
Ви-и-дите ли, дело в чём –
Как-то скучно мы живём!
Струны-жилы тянем!
А давайте грянем
Со всего размаха
Что-нибудь из Баха!"
"Бис-с! – забился БУБЕН. – Бис-с!
Можно выступить на бис?
Я вступление
лихо дам
Для цыганочки
с выходом!"
Словно сказочный дракон
Изогнулся САКСОФОН.
"Фу-у! – взрычал он едко. –
Успокойтесь, детка!
Я не понимаю вас.
Мне по нраву только джаз!
Фуру-фа-фа! Вместе! Ну-с!..
Ну, по крайней мере, блюз!
Пфа-фау!.."
"Туру-ду-ту… Вот судьба, –
Тихо буркнула ТРУБА, –
Все в моём семействе
На почётном месте…
Младшая сестрица
Служит на границе!
Под её форшлаги
Поднимают флаги!
А сестра постарше –
На параде в марше!
Я и сама хочу, не скрою,
Что-нибудь эдакое вот такое…
Ту-туру-ду-ту-ту-у!"
В темноте вздохнул РОЯЛЬ
И нажал свою педаль:
"Таба-даба-дам-пам-пам!
Что за споры по ночам?
Таба-даба-дам-па-рам!
Рад я разным авторам –
Листу и Бетховену…
Но одна диковина,
Часто слышится во сне
И тревожит сердце мне:
По струнам моим семенят молотки,
Играя частушки в четыре руки…"
"Цыки-тасы, цыки-тасы! –
Оживились МАРАКАСЫ. –
Не найдёте вы сейчас
Никого подвижней нас!
Ни минутки не молчим –
Всё головками бренчим!
Мы для вас сыграем танго
О стране, где зреет манго!
В пляс, амиго маракасы!
Цыки-тасы, цыки-тасы!"
Тут вмешалась БАЛАЛАЙКА:
"Трень! На танцы налегай-ка!
Я слыву ужасно старой…
Но ведь сёстры мы с ГИТАРОЙ.
Уж, бывало, разойдусь,
Да, бывало, распрямлюсь –
Пол гудит, крошится стенка
От испанского фламенко!
Треньки-бреньки! Треньки-бреньки!
Разговоры коротеньки…
Трень.."
"Пфи-ити, - ФЛЕЙТА пропищала, –
Ну, а я давно мечтала
Выдать что-то грубое
Хоть на пару с тубою!"
Заворчала ТУБА: "Бду-у!
Я на это не пойду!
Что это за глупости?
Попрошу без грубости!
Кабы что-нибудь лиричное…
Но, простите, это личное…"
"Тин-тин-тон, тин-тон, тин-тон!" –
Оживился КСИЛОФОН. -
Чем меня усердней бьют,
Тем охотнее поют
Деревянные пластинки
На моей широкой спинке!
Ведь, в действительности, я
Бойкий мальчик для битья!"
"Тпр-ру, - раздвинулся ТРОМБОН, –
Посреди оркестра, –
Продолжал угрюмо он, –
Мне немного тесно.
С широтой моей души
Выдь и "Барыню" пляши!"
"Мы б исполнили куплеты, –
Застучали КАСТАНЬЕТЫ, –
Мы с сестрой такие крошки –
Что вмещаемся в ладошке
И в чудесный перестук
Бьём, не покладая рук…
Чики-чики-чики-тамы!
Нам бы сольные программы!"
"Бо-бо-бо-о! – пропел ФАГОТ. –
Я, как говорит народ,
Брат народным инструментам…
Но слыву интеллигентом.
А мечтал служить РОЖКОМ
При коровах с пастушком,
Пасторали петь… Однако
Пастушок не носит фрака"
Отозвался БАРАБАН:
"Бан-н-н!
Как похож я на большой
чан!
Подружился бы со мной
кок,
Я б варить ему компот
мог.
Приготовил бы ему
суп с лапшой…
Жаль, что хрупок телом я
и душой…"
Пили-ли-ли-лим-плим-плим!
Замечательно не спим! –
Улыбнулась у стены
В сорок две свои струны
АРФА золотая –
Чёлка завитая. –
Я исполню песнь былинную –
Задушевную, старинную!
Потому как для меня
ГУСЛИ русские родня.
Вдохновенно и легко
Их касался сам Садко!"
"О-о-о! - взмолился КОНТРАБАС. –
На часах десятый час!
В струнах – гул, болят бока,
В голове – дремота…
Пожалейте старика –
Утром на работу…"
"А и вправду, будем спать, –
Пожалела СКРИПКА деда, –
Предлагаю напоследок
Колыбельную сыграть.
Ну-ка, вместе кто как хочет:
Види-ви… Спокойной ночи!
Ту-ру-ду-ту… Бо-бо… Бис-с…
Вечер пологом навис…
Динь-динь-динь… Пфа-фау…Тин-тон…
Пусть приснится сладкий сон…
Чики-чик… Та-дам-пам… Тпр-ру…
Встанет солнце поутру…
Пфи-ти… Бду-у…Цык-цык… Трень-трень…
И наступит новый день!..."
(С. Олексяк)


Струнно-щипковые инструменты
Шесть или семь струн у гитары,
У балалайки только три.
Щипково-струнными
Зовутся и та, и эта, посмотри:
Чтобы струна вдруг зазвучала,
Щипни её ты для начала.


Первый звук
Далекий предок арфы – лук.
Хотя поверить в это трудно,
Но тетивы дрожащей звук
Был самым первым звуком струнным.
И в тот коротенький момент,
Когда стрела слетала с жилы,
Как музыкальный инструмент
Стрелку оружие служило.
Но вряд ли в наши времена
Мы грозный лук узнаем в арфе,
Когда находится она
В руках прелестной дамы в шарфе.

(Г. Дядина)

Арфа
У арфы струн ужасно много,
Капризна арфа-недотрога.
Чтобы мелодию сыграть,
Все струны надо перебрать.


Арфа
Арфа – как будто улыбка кита.
Всех удивляет ее красота!
Струны – как сотня китовых усов,
Дивно поющих на сто голосов.
Скрыты в них звуки подводных миров:
Крики дельфинов, русалочий зов,
Шелест прозрачных медуз в глубине,
Бульканье раковин где-то на дне,
Всплески воды о коралловый риф,
Рокот штормов и спокойный отлив.
(Г. Дядина)


Арфа
Держится арфа
Гордо и прямо.
Как церемонная,
Знатная дама.
С арфой бродил
Трубадур по дорогам,
Только была она
Меньше немного.
Каждой арфистке
Точно известно,
Арфе адажио
Ближе, чем престо.
Только встречаются
Струны и руки
И разлетаются
Бабочки-звуки.
Я наблюдаю
За этим пока.
Мне не хватает
Силы щипка.
(Ю. Симбирская)


Гусли
Если мог бы в наше время
Заглянуть гусляр Садко,
Долго он чесал бы темя,
Сомневаясь глубоко:
«Не пойму я, это Русь ли,
Где во время всех пиров
Добрый люд плясал под гусли
Даровитых мастеров?
Или это край заморский,
Чужедальний и чудной,
Где родной земли – ни горстки,
Ни щепоточки одной?
Не умеют чин по чину
Тут закатывать пиры,
И везде тоска-кручина
Здесь без гусельной игры.
На столе фазан ли, гусь ли –
Пир не яствами хорош,
А застольным певом гуслей,
Что бросает в пляс и в дрожь!»
(Г. Дядина)


Балалайка
Нет в деревне хохотушки
Озорнее балалайки –
Целый день бренчит частушки
Или громко травит байки.
Балагурка, веселуха,
Так вытренькивает звонко,
Что и древняя старуха
Скачет с ловкостью бельчонка!
Ну, а если громко вторят
Ей гармошка и жалейка,
Всю деревню раззадорит
Их шальная шайка-лейка.
(Г. Дядина)


Домра
Не путай домру с балалайкой,
Тем самым музыке грубя,
Иначе кто-нибудь с Незнайкой
Однажды спутает тебя!
Хотя они родные сестры,
Но внешний вид у каждой свой:
У балалайки кузов острый,
У домры – плавный, круговой.
Они похожи голосами
И могут родственно звучать,
Но если слушать их часами,
То будешь с лёту отличать!
(Г. Дядина)


Гитара
Порой гитара пахнет лаком
И струн упругих новизной,
Но всех приятнее однако
Мне аромат совсем иной –
Тот, что живет в гитаре старой,
Пропахшей хвоей и листвой,
Когда витает над гитарой
Дымок походный, костровой,
Когда она в себя впитала
Туман извилистой реки
И потому звучнее стала,
Годам прошедшим вопреки.
(Г. Дядина)


Мандолина
В Италии, в Италии
Есть город на воде,
Там все дома по талию
Затоплены везде.
Там стаи голубиные
С ладоней хлеб клюют,
И всюду лодки длинные
По улицам снуют.
А каждой лодкой узенькой
Там правит рулевой
И по дороге музыкой
Нас балует живой.
Стоит он с мандолиною
На краешке кормы,
И песенкой старинною
Баюкаемся мы.
(Г. Дядина)


Лютня
Горевала лютня:
– Обо мне забыли,
Я давно покрылась
Толстым слоем пыли.
Думала, что вечно
Тихой песне литься.
Жаль, не может время
Приостановиться.
Не звучит, как прежде
Голос мой из окон.
Не дрожит лютнистки
Непослушный локон.
Не порхают пальцы,
Пробуждая струны.
Были мы когда-то
Трепетны и юны.
Я томлюсь в музее
От тоски и скуки
И совсем забыла
Собственные звуки.
(Ю. Симбирская)


Портрет с лютней
Герой старинного портрета,
В обнимку с лютней вы сидите
И, как в окошечко кареты,
На мир задумчиво глядите.
А если б вы сейчас ожили,
То, кружевной тряхнув манжетой,
Тогда бы всех обворожили
Своей игрой на лютне этой.
И веселей бы стало, людней
У вас в картинной галерее,
Где все, заслушиваясь лютней,
Рвались похлопать вам скорее,
И без конца дарили розы,
Беря автографы при этом!
Но, к сожаленью, смена позы
Непозволительна портретам.
(Г. Дядина)


Ситар
Порой превращаются тыквы в карету
И ездят ночами по белому свету.
Другие становятся в ночь ХелоуИна
Пустой головою с уродливой миной.
Но есть и такие в садах экземпляры,
Которые ждут превращенья в ситары!
Они созревают и ночью безлунной
У них, как усы, появляются струны.
И если коснутся их чьи-нибудь руки,
Они издают музыкальные звуки.


Ситар
Познакомьтесь, вот ситар –
Дальний родственник гитар,
Домры, лютни, балалайки
И садовых кабачков.
Много знает он мелодий,
Хоть и вырос в огороде
Был сначала просто тыквой,
Подрумяненной с бочков.
А теперь он вот как скроен,
Разукрашен, и настроени
Хоть бери сейчас же в руки
Да бренчи на все лады.
Все сыграет без запинки –
От «Калинки» до «Лезгинки»,
Вот какие есть на грядке
Музыкальные плоды!


Аккордеон
Мой дед вдвоем с аккордеоном
Ушел сражаться на войну.
Мой дед вдвоем с аккордеоном
Бывал в атаке и в плену,
Мой дед вдвоем с аккордеоном
Серьезно ранен был не раз,
Мой дед делил с аккордеоном
Тоску по дому в горький час.
Они вдвоем окопы рыли
И брали вражеский Берлин.
Они везде друг с другом были
Неразделимы, как один.
Вдвоем отметили победу,
Вдвоем вернулись в отчий дом
И ордена, что дали деду,
Носили с гордостью вдвоем!
(Г. Дядина)


Баян
Баянист развлечься хочет,
За бока баян берет
И щекочет их, щекочет –
Отдышаться не дает!
Кнопки пальцами считает
Раздвигает плавно мех,
И оттуда вылетает
Музыкальный,
Звучный смех.
(Г. Дядина)


Гармошка
Возмущается гармошка:
«Больше нету сил терпеть,
Как дурацкая застежка
Не дает мне песни петь!
Не пускает растянуться,
Развернуть длину свою.
Помогите расстегнуться!
Разрешите, я спою!»
(Г. Дядина)


Концертина
На гусениц похожа
Гармошка-концертинка.
Ползет, на пузе лежа,
К друзьям на вечеринку.
То выгнется красиво,
То крепко тельце съежит,
Хотя не ест крапивы
И кочанов не гложет.
Но любят все за это
Ее еще сильнее!
И весело куплеты
Поют в дуэте с нею.
(Г. Дядина)


Гармошки
Мы найдём
Среди гармошек
Великанш
И просто крошек.
За баяном музыканта
Разглядели мы едва.
Концертину он, пожалуй,
Достаёт из рукава.
(Ю. Симбирская)


Губная гармошка
Губная гармошка
Мяучит, как кошка,
Которую вдруг
Потянули за ус.
Протяжно урчит
И мурлычет немножко,
Когда исполняет
Для публики блюз.
(Г. Дядина)


Губная гармошка
Положу я на ладошку
Настоящую гармошку.
С ней грустить не удаётся.
Только дунешь - засмеётся.
Выдуваю я для всех
Из гармошки громкий смех!
(Ю. Симбирская)


Барабан
Вот африканский барабан,
Потертый, темнокожий.
Когда-то бил в него шаман
В пылу священной дрожи.
Звал этот страшный людоед
В цветной зловещей маске
Загробных духов на обед
И бешеные пляски.
А над костром дымился жбан
Кошмарнейшего супа –
Недаром с виду барабан,
Как ведьминская ступа.
(Г. Дядина)


Бубен
Где-то среди многолюдного гама
Рядом с бродячей цыганской арбой
Пляшет цыганка, бубновая дама,
Бубном красиво тряся над собой.
Бубен дрожит, бубенцами сверкает,
Звякает, словно монетным дождем.
Это он публике так намекает:
«За представление денежек ждем!»
(Г. Дядина)


Гонг
На концерте не уснуть,
Если есть в оркестре гонг:
Колотушкой громко в грудь
Бьет себя он, как Кинг-Конг!
(Г. Дядина)


Литавры
Вот на сцене музыкальной
Пять котлов стоят рядком.
Отразился в них зеркально
Весь оркестр целиком:
Контрабасы, трубы, скрипки,
Флейты, арфа и рояль,
Даже зрителей улыбки
И рядов последних даль!
Вот как выглядят литавры,
А звучат, как сильный гром,
Или топот динозавра
Где-то рядом, за бугром.
(Г. Дядина)


Ксилофон
Мне мостик через речку
Напомнил ксилофон,
Где в ряд лежат дощечки,
И свой у каждой звон.
Дрожат они легонько
На стареньких гвоздях,
Когда колотят звонко
В них палочки дождя.
(Г. Дядина)


Ложки
Есть ложки для каши
И есть для варенья,
Которые кормят
Вкуснятиной нас.
А есть для веселья
И для развлеченья,
С которыми люди
Пускаются в пляс!
Они не для гречки,
Они не для риса,
Не любят, чтоб супом
Их пачкали зря,
Плохие хозяйки,
Но что за актрисы!
Как щелкают ловко
В руках ложкаря!
(Г. Дядина)


Тарелки
Какое блаженство – стучать по тарелкам!
Лупить по большим и дубасить по мелким!
Чтоб стены бетонные в зале дрожали!
Чтоб зрители на пол со стульев съезжали!
Чтоб воздух искрился разрядами тока,
Не выдержав мощи тяжелого рока!
(Г. Дядина)


Кастаньеты
Когда под гитару танцует испанка,
То нет ничего музыкальней вокруг,
Чем двух каблуков удалая чеканка
И двух кастаньет озорной перестук.
В порывистом танце звучат кастаньеты,
Как быстрое щелканье рачьих клешней,
И вместо колечка на палец надеты,
Чтоб танец задорнее стал и слышней.
По форме, как две половинки каштана,
Дощечки зажатых в руке кастаньет,
Но я «каштаньетами» звать их не стану,
А то заругает меня логопед.
(Г. Дядина)


Колокольный звон
Посреди небесной сини,
Там, где купола янтарь,
В колокольной паутине
По веревкам бьет звонарь.
Сложной сетью управляет
Со сноровкой паука,
Землю с Пасхой поздравляет,
Оглушая облака!
Крепко держит он в охапке
Мощный хор колоколов
И сшибает звоном шапки
Там внизу с людских голов.
(Г. Дядина)


Маракасы
Ах, какие выкрутасы
Могут делать маракасы!
Я бы ими тряс, и тряс, и
Тряс, и тряс, и тряс, и тряс!
Их приятный шум сыпучий
На любой годится случай –
И для пенья, и для пляса
Он подходит в самый раз.
Ну, а если маракасы
Расписать, как две мордасы,
И веселые гримасы
Сделать красками на них,
Сразу станут маракасы,
Как смешные лоботрясы
С головами из пластмассы
Или тыковок сухих.
(Г. Дядина)


Варган
Вот шаман якутский старый
Крепко сжал в зубах варган:
Тренькнул – ветер дунул ярый,
Бренькнул – взвился ураган!
Бурю быстренько сварганил,
Снеговой намел курган –
Пошумел, похулиганил
И в карман убрал варган.
(Г. Дядина)


Волынка
Волынка блеет, как овечка
На вольном пастбище в горах,
Где по камням струится речка,
Сбегая вниз на всех парах.
Есть у нее мешок и трубки,
Чтоб выдувать красивый звук.
Она идет к шотландской юбке,
В которой ходят вместо брюк.
(Г. Дядина)


Волынка
Из козьей шкуры
Мастер сшил мешок.
Надул.
Приладил трубки, ремешок.
Обнял волынку
И услышал вдруг,
Как пастухи
Ведут стада на луг.
Как пахнет клевер
И дрожит роса,
И выстираны чисто
Небеса.
(Ю. Симбирская)


Как узнать волынку
Как узнать нам, где ВОЛЫНКА,
Инструмент из древних лет?
Дам словесную картинку,
Опишу его портрет:
Это мех, но не звериный,
Ёмкость он, резервуар.
Из него – ряд трубок длинных.
Песнь волынки, что нектар!
(Н. Самоний)


Валторна
У меня в руках валторна,
Я трясу ее упорно,
Потому что у валторны
Звук нечаянно заглох.
Извиваясь при дуденьи
Он попал в хитросплетенье
Слишком тонких медных трубок
И застрял там, как горох.
(Г. Дядина)


Валторна
Когда-то валторна
Гуляла в лесу.
Охотник валторну
Держал на весу.
Трубил, собирая
Друзей на привал.
Оранжевый сеттер
Ему подпевал.
Сумела валторна
За долгие годы
Собрать и запомнить
Все звуки природы.
(Ю. Симбирская)


Скрипка
У скрипки голос звонкий,
Четыре струнки тонких,
По ним смычок гуляет
И звуки извлекает.


Играем
Мне теперь совсем не скучно.
Мы со скрипкой неразлучны.
Целый день, щека к щеке,
Мы играем в уголке.
(Ю. Симбирская)


Скрипка
В родных нетронутых лесах
Стояла ель, как на часах;
Была всех выше, всех стройней,
Буран любил поспорить с ней.
Под ней с волками бился лось,
Собой лосёнка заслоняя;
Зимой мороз, зверьков пугая,
Трещал, знобил её насквозь.
Весной глухарь на зорьке пел,
Кострами полыхали зори...
Шло лето в праздничном уборе,
Гуляли грозы, гром гремел...
И крепла ель, и ствол темнел.
На юге, с морем по соседству,
Среди душистых диких роз
Кудрявый клён беспечно рос,
Весёлый и шумливый с детства.
Любитель песни соловьиной,
Он листья распускал весной.
Весёлый ливень в летний зной
Свергался на него лавиной.
Кленовый ствол за много лет
Насквозь был солнышком прогрет.
Он рос и креп в листве густой,
Сам, точно солнце, золотой!
Взял мастер ёлку, взял и клён:
Он в мастерство своё влюблён.
Он распилил их аккуратно,
Разрезал вдоль и поперёк,
Полоски, золотые пятна
В разрезах бережно сберёг.
Работал долго, терпеливо
И сделал скрипку всем на диво:
Нет в мире голоса нежней!
Как будто сердце бьётся в ней...
Ей наши отдали леса
Свои живые голоса.
(Е. Трутнева)


Скрипка
Приставив скрипку к подбородку
Скрипач ноктюрн играет нам,
Слегка качаясь, будто в лодке,
Плывущей в море по волнам.
Волнуясь, льется песня скрипки,
Внушая трепетный настрой,
А мы в ней плещемся, как рыбки,
И наслаждаемся игрой.
(Г. Дядина)


Случайная встреча
Я пропустил сегодня школу,
На все уроки опоздал,
И даже тренер по футболу
Меня напрасно час прождал.
Нет, никаких со мной аварий
На полдороги не стряслось –
Я слушал СКРИПКУ на бульваре,
И время вихрем пронеслось!
Она так счастливо звучала,
Как будто много сотен лет
В футляре запертом скучала
И снова вырвалась на свет.
А я стоял окаменело
На тротуаре рядом с ней,
Пока внезапно не стемнело
И не зажег бульвар огней.
(Г. Дядина)


Виолончель
Она как истинная дама
На шпильке тоненькой стоит.
При этом спину держит прямо,
Приняв слегка наклонный вид.
Всегда в объятьях кавалера,
Всегда на чьем-нибудь плече,
Она прелестна, как Венера
При первом солнечном луче.
А если в зале гасит свечи
Пришедший с улицы сквозняк,
Любой поклонник ей на плечи
Готов накинуть свой пиджак.
(Г. Дядина)


Домашний концерт
Маме сказала соседка-придира,
Лоб остужая о грелку со льдом:
«Хриплые скрипы из вашей квартиры
Сводят с ума постоянно весь дом!
Может, у вас там не смазаны двери?
Или диван отрухлявел, как пень?
Или какой-нибудь тигр в шифоньере
Громко когтями скрежещет весь день?»
Мама всплеснула руками: «Ну что вы
Сердитесь, как Карабас-Барабас?!
Это же музыка нашего Вовы!
Хочет освоить малыш КОНТРАБАС».
(Г. Дядина)


Зимняя шарманка
Шарманка привыкла
К езде на колесах.
Но выпал на улицы снег
И занес их.
Настала зима.
И бродячей шарманке
Пришлось перебраться
С тележки на санки.
А старый шарманщик,
Надев рукавицы,
С нее отряхает
Снежинок крупицы
И ручку на холоде
Крутит быстрее,
Озябшее тело
Под музыку грея.
(Г. Дядина)


Фортепиано
А по-другому рояль зовут странно,
Чудно, непонятно – фортепиано.
И пианино так называют.
А «пиано» – «тихо», «тихонько».
Клавиш коснись рукою легонько.
Слышишь, рояль начинает звучать?
И громко, и тихо он может играть.


Пианино
Загрустило пианино
Школьное, старинное,
Что давно не видно Инны
С Катей и Кариною.
Не слыхать вокруг Ахмета,
Леры, с Вероникою –
Все разъехались на лето,
Вышли на каникулы.
Не шумят Синицын Вася
И Витёк Анисимов.
Безо всех так тихо в классе!
Просто пианиссимо…
(Г. Дядина)


Рояль
Рояль много клавиш имеет и струн.
У каждой струны – молоточек-игрун.
У клавиш два цвета – чёрный и белый.
Пианист на рояле играет умело.


Рояль
Посмотри-ка, у рояля
Крышка есть, и есть педали,
На спине крыло большое,
Словно парус над волною.
Много чёрных, белых клавиш –
Сразу их не сосчитаешь!


Старый рояль
Один рояль давным-давно
Работал в кинозале –
Его озвучивать в кино
Немые фильмы взяли.
Весь день играя без свечей
В скупом экранном свете,
Запомнил вплоть до мелочей
Рояль все фильмы эти.
И переняв оттуда нрав
У чудака-растяпы,
Стоял он, крышку приподняв,
Как Чарли Чаплин – шляпу.
(Г. Дядина)


Клавесин
Чудесен голос клавесина,
Как башмачок из хрусталя,
Что потерялся ночью синей
На торжестве у короля.
В нем прелесть сказочного бала,
Старинных танцев дивный звук.
Как жаль, что это все пропало
По волшебству чьему-то вдруг.
Уже давно пером гусиным
Никто не пишет новых пьес
Для бальных танцев с клавесином,
К несчастью принцев и принцесс.
(Г. Дядина)


Челеста
Представьте букет
Для прекрасной невесты.
Звенит миллион
Колокольчиков в нем.
И если коснетесь
Вы клавиш челесты,
Раздастся такой же
Пленительный звон!
В ее голосок
Влюблены все на свете,
И даже Чайковский
Влюбился в него
Он звоном челесты
Озвучил в балете
Танцующей феи Драже
Волшебство.
(Г. Дядина)


Орган
Почетная должность – играть на органе
Своими руками, своими ногами!
Орган –это музыки пышный дворец.
Органную музыку слышит Творец
И благословляет под это звучанье
Кого на крещенье, кого на венчанье.
И ангелы любят послушать орган,
Особенно дорог им Бах Иоганн –
Один на плечо тебе сядет, как птаха,
И просит: «Сыграй нам, пожалуйста, Баха?»
(Г. Дядина)


Орган
Орган большой.
Почти, как дом.
И органист
С большим трудом,
Непокладая ног и рук,
Берёт аккорд, находит звук.
Он запускает в небеса
Из труб волшебных голоса.
И маме я шепчу:"Смотри!
Мы все у музыки внутри".
(Ю. Симбирская)


Дудочка
Когда сломаешь удочку
Для ловли пескарей,
Пойди и сделай дудочку
Из удочки скорей –
Веселую, певучую,
Как скворушка в саду,
Чтоб ивушку плакучую
Утешить на пруду.
(Г. Дядина)


Дудочка
Дудочку-погудочку
Смастерил я сам.
Подражает дудочка
Разным голосам.
Если хочешь, я сыграю
Песни ветерка.
Если хочешь, я сыграю,
Как звенит река.
Если хочешь, просвищу
Я трели соловья –
Всё умеет, всё умеет
Дудочка моя!
Веселиться на лугу
Всех заставить я могу!
Заиграю – и запляшут
Бабочки, стрекозы.
Заиграю – и заскачут
Бабушкины козы.
И букашки, и жуки,
И коровы, и сверчки
Любят слушать дудочку,
Дудочку-погудочку!
(М. Пляцковский)


Туба
Познакомьтесь, это туба,
Великанша в мире труб.
Как в дупле большого дуба
В глубине темно у туб.
Так что если в тубу губы
Не трубили года два,
То внутри у этой тубы
Поселяется сова
И оттуда с видом ноты,
Неизвестной трубачам,
На мышиную охоту
Вылетает по ночам.
(Г. Дядина)


Мой брат играет на трубе
Мой брат играет на трубе.
И я играю тоже.
Мой брат играет на трубе,
А в кубики не может.
Он смотрит в нотную тетрадь.
Ему до вечера играть.
А я тихонечко сижу,
Вторую крепость возвожу.
Труба трубит, труба зовёт
Моих солдатиков вперёд.
Труба зовёт, труба трубит.
И враг уже почти разбит.
– Ту-ру-ру-ру! Та-ра-ра-ра!
У нас теперь одна игра.
(Ю. Симбирская)


Кларнет
Однажды Карла изнутри
Вдруг совесть покарала,
И Кларе Карл сказал: «Бери
Назад свои кораллы!
Зачем коралловый браслет
Мне в бархатном футляре?
Верни мне лучше мой кларнет, –
Сказал он робко Кларе. –
Сто лет на нем я не играл!
А ты сто лет играла!
Вернул тебе я то, что крал,
И ты верни, что крала!»
Сказать решила Клара «нет»
Кораллы взяв сначала,
Но ей во рту мешал кларнет,
И Клара промолчала.
(Г. Дядина)


Как узнать кларнет
Как узнать нам, где КЛАРНЕТ,
Дал словарь на то ответ:
Деревянный, духовой,
В виде трубки небольшой,
Чей конец расширен юбкой…
Есть и клапаны на трубке!
(Н. Самоний)


Флейта
Звук в губах моих дрожал,
Вдоль по дудочке бежал.
Я играл и он играл –
Из-под пальцев удирал.
(Ю. Симбирская)


Флейта
О, чудесный голос флейты,
До чего же ты хорош,
Если даже лютых змей ты
Крепко за душу берешь!
Смело вьешь из них веревки,
Одурманиваешь так,
Что кивают хладнокровки,
Головами точно в такт.
И трясясь в змеином брейке,
Капюшоны распустив,
До упаду пляшут змейки
Под волнующий мотив.
(Г. Дядина)


Фагот
Федот у Глафиры
Похитил сапфиры.
Глафира взяла
У Федота фагот.
Была в Новый год
Без сапфиров Глафира,
Федот без фагота
Грустил в Новый год.
(Г. Дядина)


Саксофон
Причудливо загнут внизу саксофон –
Не выдумать формы красивей –
Как будто бы свесился с ветки питон
И замер в изящном извиве.
А музыка, как продолженье его,
Скользит с грациозностью змея.
И нет равнодушного к ней никого,
И все околдованы ею.
(Г. Дядина)


Как узнать саксофон
Как узнать, где САКСОФОН? –
Посмотреть, где спрятан слон:
Будто хобот он изогнут…
Только кончик – граммофон!
(Н. Самоний)


Сосновая смолка
Смола сосновая – что клад,
Сырьё для канифоли.
Из канифоли – мази, пластырь
И нафталин (от моли);
А также мыло из неё,
Линолеум и лаки...
И скрипачу она нужна,
Чтоб туш играть без брака.
Так, чтоб СМЫЧОК по струнам пел,
А не скользил напрасно,
Чтоб звуки сладкие дарил
И к струнам льнул прекрасно,
Он канифолью свой смычок
Натрёт, чтоб скрипка пела...
Такая вот она, смола, –
Везде она поспела!
(Н. Самоний)


Голос
Голос – это самый тонкий
Музыкальный инструмент,
Самый сложный, самый звонкий,
Ярче самых ярких лент!
Он и хрупкий, словно волос,
Он и сильный, как тайфун,
Сам в себе имеет голос
Миллион незримых струн!
В нем так много разных клавиш,
Молоточков и колков,
Что себе и не представишь,
До скончания веков!
От природы у кого-то
Он волшебный, золотой,
Но тяжелая работа –
Ведать этой красотой.
(Г. Дядина)


Тенор
Во вселенной есть Земля,
И поют там: «тру-ля-ля».
Чей-то тенор на планете
Распевает : «тру-ля-ля»
На Земле большой и древней
Есть обычная деревня.
Чей-то тенор в той деревне
Распевает : «тру-ля-ля»
А в деревне есть Андрейка,
У него есть канарейка.
И Андрейка с канарейкой
Распевают: «тру-ля-ля»


Баритон
Я видел, как плывет питон,
Как в булочной лежит батон.
Но я не видел «баритон»
И что такое «баритон»?
Увы! Его нельзя потрогать,
увидеть, выменять и сцапать,
И даже самый острый коготь
Его не может поцарапать.
Зато его услышать можно,
Услышать баритон не сложно.
Спроси у папы про работу,
А если хочешь – про охоту,
А можно даже про погоду,
И слушай, как ответит он,
Ведь папин голос – баритон.


Бас
Пароход гудит, дымит,
Океан штормит, шумит,
Получается дуэт
Заявляю, как поэт.
Если скажет капитан
Пару фраз –
Никаких сомнений нет – это бас.
Если скажет океан
Пару фраз –
Никаких сомнений нет – это бас.


Сопрано
Я лежал и видел сон,
Вдруг куда-то делся он.
Я проснулся в пять часов
Из-за диких голосов.
Да-а-а,
У кошек слишком рано
Прорезается сопрано.
Автор этого замечательного стихотворения оперный певец солист Мариинки Юрий Аркадьевич Шкляр (1955-2006). Ошибочно авторство приписывается Мормылю (рук-ль хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и Порпора Николы,но к последним, оно не имеет никакого отношения. Написано оно ко дню рождения учителя Шкляра, преподавателя Горьковской консерватории Евгения Григорьевича Крестинского. В шутливой форме стишок отражает суть его вокально-педагогических принципов.