СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Музыка́льные инструме́нты — предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.
Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: клавишные, струнные, духовые, язычковые, ударные, а также симфонические. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны. Общепринятая научная классификация музыкальных инструментов —система Хорнбостеля — Закса.
Физическая основа музыкального инструмента, производящего музыкальные звуки (за исключением электрических устройств), это резонатор. Это может быть струна, столб воздуха в некотором объёме, колебательный контур, или иной объект, способный запасать подведённую энергию в виде колебаний. Резонансная частота резонатора определяет основной тон (первый обертон) производимого звука. Инструмент может производить столько звуков одновременно, сколько резонаторов в нём смонтировано. Звучание начинается в момент ввода энергии в резонатор. Резонансные частоты резонаторов некоторых инструментов часто можно плавно или дискретно изменять в процессе игры на инструменте. Для принудительного прекращения звучания можно использовать демпфирование.
В музыкальных инструментах, производящих немузыкальные звуки, например ударных, наличие резонатора не принципиально.
Струнные музыкальные инструменты
Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. Типичными представителями струнных инструментов являются комуз, хомус, кылкыяк, кобыз, домбыра, скрипка,виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, гусли,балалайка и домра и др.

Типы струнных инструментов

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами). Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.
Щипковые струнные музыкальные инструменты
Щипок (итал. pizzicato) используется при солировании на таких инструментах,как гитара, балалайка, комуз, домбра, гусли, уд,ситар, банджо, укулеле и жетиген, арфа, и осуществляется пальцем или плектром. Эта категория включает и клавишный инструмент клавесин, в котором струна дёргается язычком из пера (ныне — из пластика).
Струнные щипковые музыкальные инструменты — группа струнных музыкальных инструментов, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами, плектром или другим приспособлением.
Многие щипковые инструменты относятся к семейству лютни, и состоят из резонирующего корпуса и грифа. Инструменты семейства цитры не имеют грифа, их струны крепятся к корпусу, вдоль (например, гусли) или поперёк (арфа).
Семейство лютни
Лютня
Классическая гитара
Чаранго
Домбра
Балалайка (тенор)
Домра
Тар
Банджо
Семейство цитры
Цитра
Автоарфа
Арфа
Жетыген
Гусли
Кото
К струнным щипковым относятся арфа, балалайка, домра, уд, гусли, гитара, лютня, бузуки, мандолина и подобные им.
Смычковые струнные музыкальные инструменты
К струнным смычковым относятся такие оркестровые инструменты как скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также виола да гамба, виола д'амур, баритон, шведский народный инструмент никельхарпа и норвежская традиционная скрипка.
Смычковые (струнно-смычковые) музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым обычно в процессе ведения смычка по натянутым струнам. Существует большое количество народных смычковых инструментов. В современном академическом музицировании используют четыре струнно-смычковых инструмента: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:
1. Первые скрипки
2. Вторые скрипки
3. Альты
4. Виолончели
5. Контрабасы.
Изредка выписывается партия для самого низкого струнно-смычкового инструмента — октобаса.
Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав от до контроктавы до пятой октавы.
Смычковые были сформированы и усовершенствованы примерно в конце XVII века, только смычок в современном виде появился к концу XVIII века. Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения.
Источник звука у всех инструментов — струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания по воздуху до слушателя. Звукоизвлечение производится смычком (arco) или пальцами (pizzicato)
Мастер, занимающийся созданием и ремонтом смычковых струнных музыкальных инструментов называется «скрипичный мастер» или Мастер смычковых музыкальных инструментов.
История возникновения струнных инструментов
Предком современных струнных музыкальных инструментов считается древнегреческая кифара. Прототипом ей послужил охотничий лук, издававший при натягивании тетивы медленный угасающий звук. Со временем вместо одной струны стали использовать несколько, разной толщины и длины. А при изменении силы натяжения струн удалось получить различное по высоте звучание.
Следующим этапом стала замена сплошного корпуса кифары на полый короб — звук получился красивее. В результате экспериментов с формой и размерами, короба появились новые струнные инструменты разной тембральности: лютня, мандолина, гусли, цимбалы, теорба, монохорд, гитара
Способы извлечения звука из них также различались. На гитаре играли пальцами, а для игры на мандолине использовали специальную пластинку, плектр. Позже появились различные палочки и молоточки, вызывающие вибрацию струн. Именно этот принцип лег в основу фортепиано.
А вскоре был изобретен смычок: если удар вызывал короткий звук, то обыкновенная палочка с пучком конского волоса заставляла струну давать длинное, протяжное звучание. На этом принципе построена конструкция струнно-смычковых инструментов.
Академические смычковые музыкальные инструменты
Скрипка
Альт
Виолончель
Контрабас
Смычковые музыкальные инструменты народов Европы
Гудок
(Россия)
Гадулка
(Болгария)
Фидель
(Германия)
Никельхарпа
(Швеция)
Хардангерфеле
(Норвегия)
Смычковые музыкальные инструменты народов Азии
Кобыз
(Казахстан)
Ребаб
(Западная Азия)
Кеманча
(Западная Азия)
Саранджи
(Индия)
Морин хуур
(Монголия)
Хуцинь
(Китай)
Духовые музыкальные инструменты
Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха. Регистр духовых инструментов определяется их размерами: чем больше объём заключённого в инструменте столба воздуха, тем с меньшей частотой он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук.
Изменение колебаний воздушного столба в инструменте (а следовательно, и высоты звука) достигается двумя способами:
· более сильным вдуванием столб воздуха рассекается на две, три, четыре и т. д. части, вследствие чего начинает звучать не основной тон, а какой-либо из его обертонов (передувание);
· объём звучащего столба воздуха увеличивают или уменьшают посредством специальных приспособлений — клапанов, вентилей, пистонов, кулисы, — которые музыкант приводит в действие пальцами.
Классификация духовых инструментов
Духовые инструменты делятся на деревянные и медные. Эта классификация исторически обусловлена теми материалами, которые использовались для изготовления инструментов, однако в наше время в значительной степени относится также и к способу звукоизвлечения, применяемому при игре на них. Так, флейта, относящаяся к деревянным духовым, может быть изготовлена из металла или даже стекла, некоторые модели гобоя или кларнета выполнены из пластика и других материалов,саксофон всегда изготавливается из металла, но также считается деревянным инструментом. Инструменты, называющиеся медными, делают не только из меди, но также из латуни, серебра и других металлов.
Особую разновидность образуют клавишные духовые инструменты, содержащие набор различных лабиальных и язычковых трубок, воздух в которые нагнетается специальными мехами. К таким инструментам относятся орган, фисгармония и ряд других.
Деревянные духовые музыкальные инструменты
Деревянными называются духовые инструменты, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.
На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.
Деревянные духовые музыкальные инструменты
Флейта
Кларнет
Гобой
Фагот
Зурна
Балабан
Медные духовые музыкальные инструменты
Медными называются духовые инструменты, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ. Без применения механизма вентилей такие инструменты способны издавать лишь небольшое количество звуков натурального звукоряда. С изобретением этого механизма (1830-е годы) медным инструментам стал доступен хроматический звукоряд, и они стали полноценными инструментами классической музыки. На тромбоне для получения хроматических звуков применяется особая выдвижная трубка — кулиса.
Как правило, эти инструменты изготавливаются из металла (латуни, меди, реже серебра), хотя некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были выполнены из дерева.
Медные духовые музыкальные инструменты
Труба
Валторна
Тромбон
Туба
Язычковые музыкальные инструменты
Язычковые музыкальные инструменты — семейство различных музыкальных инструментов, источником звука у которых является гибкая вибрирующая пластинка — язычок, закреплённый на одном конце. Воздействие на язычок осуществляется потоком воздуха или защипыванием (оттягиванием).
По способу звукоизвлечения язычки таких инструментов делятся на свободно проскакивающие (в гармониках иварганах) и бьющие (тростниковые — в тростевых деревянных духовых музыкальных инструментах, металлические — в язычковых трубах органа).
Гармоника (музыкальный инструмент)
В таких инструментах имеется несколько свободно проскакивающих в проёмах голосовой планки язычков, каждый из которых издаёт звук определённого тона. Язычки колеблются в воздушном потоке, нагнетаемом при помощи меха или выдуваемом ртом исполнителя. Примеры инструментов: баян, гармонь, губная гармоника.
Баян
Голосовая планка с язычками для ручных гармоник
Губная гармоника
Голосовая планка с язычками для губной гармоники
Язычковые самозвучащие музыкальные инструменты
Варган
Пример — варган, у которого свободно проскакивающий язычок приводится в колебательное состояние путёмзащипывания и отпускания рукой исполнителя.
Язычковые деревянные духовые музыкальные инструменты
Среди этого семейства выделяются язычковые духовые музыкальные инструменты, источником звука в которых служит бьющий язычок, называемый тростью. Язычок колеблется в воздушной струе, выдуваемой ртом исполнителя. Высота издаваемого инструментом звука регулируется путём регулирования размера столба воздуха, заключённого внутри инструмента. Примеры инструментов: кларнет, саксофон (одинарная трость), фагот, гобой (двойная трость).
Кларнет
Одинарные трости различных кларнетов
Саксофон
Одинарные трости различных саксофонов
Фагот
Двойная трость фагота
Гобой
Двойная трость гобоя
Ударные музыкальные инструменты
Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.
Классификация ударных инструментов
Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.
По звуковысотности ударные инструменты делятся на
· Ударные инструменты с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон,колокольчики и ряд других;
· Ударные инструменты с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов — большой и малый барабаны, треугольник,тарелки, бубен, кастаньеты, там-там, и другие инструменты.
По звукообразованию ударные инструменты делятся на
Армянский дхол
· Мембранофоны — инструменты, в которых звучащим телом является натянутая мембрана из кожи или пластика. К ним относятся литавры, барабаны, бубен, бонго, дхол, дабыл, том-томы и др.
· Идиофоны — инструменты, в которых звучащим телом является весь инструмент (гонг, там-там), либо состоящие из целиком звучащих тел (треугольник, ксилофон, маримба,вибрафон, колокольчики, била)
Идиофоны по материалу дополнительно делятся на
· Металлические идиофоны, звучащие элементы которых сделаны из металла — треугольник, вибрафон, колокольчики;
· Деревянные идиофоны, звучащие элементы которых сделаны из дерева — деревянная коробочка, корейские колокола(temple blocks), ксилофон.
Особую группу ударных инструментов составляют струнные ударные инструменты, в которых звучащим телом являются струны. К таким инструментам относится фортепиано, а также народные инструменты рода цимбал.
Перкуссия
Ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. К ним относятся табла, дарбука, тамбурин, бубен, джембе, барчаймс, маракас, ковбелл, колокольчики, шейкеры,конго, бонго, треугольник, трещетка, деревянная коробочка, кастаньеты, рейнстик, деревянные ложки и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей.
Существуют также и группы Малайзии, Африки, Индии, Южной Америки, северных народностей, состоящие из исполнителей, играющих только на ударных инструментах. Такие группы, как правило, исполняют ритуальную музыку и сопровождают обрядовые праздники. Распространены в основном в племенах. Также выступают на большой сцене, как ритмическое сопровождение экзотическихвокально-танцевальных групп.
Среди музыки композиторов академической направленности есть произведения, написанные только для ударных инструментов. Обычно это довольно крупный и пёстрый по инструментарию состав. Нередко используются кроме традиционных инструментов и ударной установки различные этнические ударные инструменты. В России (СССР) стимулом для написания музыки для ансамбля ударных инструментов стало создание такого ансамбля Марком Пекарским, который успешно выступает и поныне.
Клавишные музыкальные инструменты
Рояль
Синтезатор
Бандонеон
Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.
Виды клавишных музыкальных инструментов
По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:
Электромеханические
· (электропиано, клавинет)
Электронные
· (синтезаторы, электроорган)
Духовые
· Клавишно-духовой (орган и его разновидности)
· Язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодика)
Клавишные
· Ударно-клавишные (клавикорд, фортепиано)
· Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)
Самозвучащие ударно-клавишные
Челеста
История клавишных инструментов
Клавишные инструменты существовали ещё в Средние Века. Орган — один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом.
Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включаяБаха.
Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, как бы разделял её на две части — одна из которых являлась звучащей, а другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той её части, которая была заглушена войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.
Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.
Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет, мюзелар ивёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.
Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал своё изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).
Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая её вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности,тремоло и других мелизмов).
Типы клавиатур
Клавиатура может быть статической или динамической. Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена); сила звука определяется другими средствами. Динамическая клавиатура определяет также и силу нажатия, соответственно и изменяет силу звучания инструмента.
Клавиатуры органа, аккордеона, клавесина и фисгармонии -статические, фортепиано, клавикорда и челесты — динамические. В электронных клавишных инструментах возможны оба варианта.
Клавиатуры бывают для рук, у органа и клавесина могут быть несколько клавиатур и тогда их называют «мануалами», а также для ног — педальная клавиатура.