Стихи о нотной азбуке


Путешествие по звукам

То и дело лезут в душу:
"Эй, ты, уши надеру!"
"Ты, приятель, видно, уши
Мыл компотом поутру!"
Или
"Вам надули в уши!"
Или
"Уши навострил!"
Или "Мишка неуклюжий
Вам на ухо наступил!"
Что за "Ушки на макушке"?
А "ушастик"? А "лопух"?
Эти шутки-говорушки
Услаждать не могут слух.
Прочь – ушей загроможденья!
Уши очень нам нужны,
Потому что мы с рожденья
Звуками окружены…
Каждый звук – кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.
В звуках –вся моя квартира,
В звуках – тысячи квартир.
В звуках – улица большая
И огромная страна…
Звукам нет конца и краю
В звуках – Он! Оно! Она!
Звуки в радости и в скуке,
Звуки – свет и звуки – тень.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день…
(С. Олексяк)

Нотная азбука

Ноты гаммы составляют,
Если выстроятся в ряд.
Ноты чувства выражают,
Если в музыке звучат.
И, как буквы в предложеньи,
Ноты – музыки прочтенье.
А всего-то их – семь штук.
И у каждой – сольный звук.
Только сколько комбинаций,
Музыкальных вариаций
Память нотная хранит!
Нет числа для всех мелодий,
Что из этих нот выходит,
В музыкальный мир манит.
* * *
Ноты у меня спроси –
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
(Е. Загорученко)
 
ДО РЕ МИ Музыкальная школа

Нам школа – как птенцам гнездо. ДО!
И музыкант – всегда в игре. РЕ!
Останемся всю жизнь детьми. МИ!
Легко звучит стихов строфа. ФА!
Поправит ноту пусть бемоль. СОЛЬ!
И помнят нас учителя. ЛЯ!
Спасибо! Сенкью! Гран мерси! СИ!
Привет, родимое гнездо! ДО!
(Педсовет) 
 
Октава

ДО на черточке короткой
Ниже всех сидит сироткой.
РЕ под первой линией,
Жмется к ней, как кошка.
МИ сидит на линии,
ФА гладит в окошко,
СОЛЬ опять на линии,
ЛЯ в окошке снова,
СИ на третьей линии
Песни петь готово,
ДО в окошке справа,
Вот и вся ОКТАВА!
(Р. Алдонина) 
 
Ноты

ДО – Дом убирает и охраняет,
РЕ – на Речке весь день пропадает,
МИ – Миндаль в саду собирает,
ФА – Фасолью Фасад украшает,
СОЛЬ – СОЛЬю с хлебом знакомых встречает,
ЛЯ – гуЛЯет всегда на поЛЯне,
СИ – Сидит целый день на диване,
ДО – в Домике весело нотам живётся –
Видно не зря он ОКТАВОЙ зовётся. 
 
Нотная песенка

Зазвучали ноты ми, ре:
"Засыпайте, люди, в ми-ре".
А за ними следом до, ре:
"Пусть исчезнет в мире го-ре"
А потом все вместе – до, ре, ми:
"Пусть все люди будут доб-ры-ми!"
Подхватили песенку фа и соль:
"Звездочки рассыпаны, как фа-соль".
"А над ними кружится Зем-ля", –
Дружно подтянули си и ля.
Замигал троллейбус фа-ра-ми –
Отозвались ноты: фа, ре, ми...
(Е. Григорьева) 
 
Нотки заболели

Жили в стареньком рояле
Семь весёлых звонких нот.
Распевали целый год,
Но однажды захворали.
Захрипела нота «МИ»,
Стала ссориться с людьми.
Не своими голосами
Затянули «ФА» и «СОЛЬ»,
«РЕ» играть не стала с нами –
У неё зубная боль.
«ЛЯ» притихла, замолчала,
«ДО» ужасно застонала,
«СИ» запела петухом –
Растревожила весь дом.
Что нам делать, мы не знали,
Нам сестричек было жаль.
Мы настройщика позвали,
Чтобы вылечить рояль.
(Е. Раннева) 
 
ДО-РЕ-МИнорная колыбельная

ДОлина сказок перед нами:
РЕка, кораблик с парусами.
МИнут волшебных череда...
ФАсоль цветёт и череда.
СОЛЬпуги вяжут сети там,
ЛЯгушек пенье, птичий гам.
СИреною мычит бычок,
ДОмой с лужка пришёл, прилёг.
ДОплёлся пёс, он дому рад.
СИрени сладкий аромат.
ЛЯгнул во сне копытом конь.
СОЛЬ спит в солонке, их не тронь.
ФАгот вздохнул, он спать не хочет.
МИнорный тон у песни ночи.
РЕсниц дрожанье милой дочки...
ДО завтра! Будем ждать рассвета.
ДОжди всё льют..."Приди к нам, лето".
РЕшил продолжить песню эту.
МИнует ночь...Споёт петух...
ДО встречи, детки, свет потух.
(Лира Ликбеза) 
 
Нотные лимерики

Композитор-эстет из Бордо
Сочинял на одной ноте ДО.
"Нота ДО – бесподобна", –
Объяснял он подробно
До своих выступлений в Бордо.
Композитор французский Форе
Относился с презрением к РЕ.
"Эта РЕ, чёрт возьми,
Даже хуже, чем ми!", –
Объяснял он Гюставу Доре.
Начинающий бас из Перми
Неминуемо пел мимо МИ,
Объясняя, что ноты
На высоких широтах
Высоту изменяют в Перми.
По ночам подо мною софа
Поначалу скрипела на ФА,
Но прибавил я вес,
И теперь фа-диез
Издаёт подо мною софа.
Пианист-дилетант вместо СОЛЬ
Постоянно играл ля-бемоль.
Объясняя: "Она
Для здоровья вредна,
На диете я, в этом вся соль!"
Валторнист на одной ноте ЛЯ
У альтистки просил три рубля.
Но, сыгравши на альте,
Та, своим контральто
Отвечала: "Не надо ля-ля!"
Император в своём Сан-Суси
Фаворитом считал ноту СИ.
Сочинять в си миноре
Для оркестра и хора
Подлиннее он Баха просил.
(А. Монвиж-Монтвид) 
 
Минорный концерт

Целый день сегодня киса –
И певица, и актриса:
Тянет жалобные нотки,
Наша слёзная красотка.
Издавая "До-ре-ми",
Словно молвит: "Покор-МИ!"
Тянет мастерски "Фа-соль",
Продолжая грустно роль.
Накормили... И не раз,
Но опять поёт для нас;
Напоили... Но опять
Стала слёзно распевать...
Тут пропел папуля:"ФА!
Х-ФА-ФА-А-А-тит* – кругом голова!"
Голос кошкин сразу смолк...
Папа знает в нотках толк.
Киса спряталась, молчит –
Испугался аппетит!
Чтоб звучал всегда мажор,
В доме нужен дирижёр.
(*Х-ФА-ФА-А-А-тит – хватит.)
(Н. Самоний) 
 
Бекар

Вот бекар – знак непростой:
музыкальный постовой.
За порядком наблюдает,
эти знаки отменяет. 
 
Бемоль

Что за знак написан тут?
Для чего он, как зовут?
– Звать меня бемоль, друзья.
Понижаю ноту я.
– А скажи, на сколько?
– На полтона только. 
 
Диез

Ну, а это что за знак?
Чем усердно занят так?
– Я диез, Бемоля брат.
Сообщить вам очень рад
Про свою работу –
повышаю ноту.
– А скажи, насколько?
– На полтона только. 
 
Динамические оттенки

Здесь живёт кот Василий. Ленивый кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень ТИХО всегда он ходил.
ГРОМКО, настойчиво кушать просил,
Да ЧУТЬ ПОТИШЕ на печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами с мышами он бой.
ГРОМКО крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши ТИХО взмолились:
– Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь!» –
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время,
Когда наш кот Василий спал, происходило вот что.
Мыши ТИХО вышли из норки,
ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,
А потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся,
ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера ГРОМКО над ним потешались.
(Е. Королёва) 
 
Ритм

Слушай, слушай, различай
звук короткий и протяжный,
Чувство ритма развивай,
это очень, очень важно!
Всё вокруг для нас привычно,
каждый звук для нас не нов.
Но послушай, как ритмично
ходит маятник часов:
Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!
Вот суворовцы шагают
по широкой мостовой,
Маршировке помогает
барабанный чёткий бой.
Ждёт их доблесть, ждёт их слава
и глядит на них Москва,
Левой…Правой…Левой…Правой…
Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз, два!
(Н. Кончаловская) 
 
Регистр

У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,
будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,
будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз
тот же голос, что у нас.
(Н. Кончаловская) 
 
Скрипичный ключ

Нотный стан тут на замке.
Ключ – у ноты «соль» в руке.
От замков ключи различны,
у неё же – «Ключ скрипичный».
Это ключ - совсем особый –
открывает нотный стан,
Приглашает всех садиться
аккуратно по местам. 
 
Скрипичный ключ

Строчка в пять линеек, как пальцы у руки,
И на каждой линии написаны значки.
А в начале строчки – знак необычный.
В музыке все знают – это ключ скрипичный.
Командир, скрипичный ключ, всеми управляет,
Потому и ноты ключ этот уважают. 
 
Скрипичный ключ

Только скажет нотам он: «Быстро стройтесь в ряд!»
И бегут к нему все ноты и встают подряд.
Ключ скрипичный ноты строит по порядку тесно,
Тот, кто их потом споёт, тот получит песню.