ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.


Духовным мы называем то, что связано с внутренним миром человека, его интеллектуальной деятельностью, чувствами и мыслями. Сильнее всего объединяет людей духовная близость.
Кто же должен заботиться не только о физическом, но и о духовном развитии ребёнка?
Можно зайти в интернет и почитать о разнообразных (западных, восточных) методиках воспитания детей. Многие из них содержат разумные подходы, однако в своих крайних проявлениях опасны как для общества, так и для детей.
Согласно профессору Джону Локку сознание ребенка, как чистый лист бумаги, на котором в процессе взросления можно «записать» любую будущую личность.
Альберт Бандура показал, насколько значимо для ребенка наблюдение и подражание поведению других, как детей, так и взрослых.
Противоположные идеи принадлежат французскому писателю и философу Жан-Жаку Руссо, который полагал, что ребенок развивается согласно своей врожденной природе, и задача воспитателя – создавать условия для проявления и расцвета этих природных склонностей.
К. Д. Ушинский считал, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества.
Отдав детей заниматься в «Коломбина», вы неосознанно сделали выбор в пользу одного из направления педагогики - «неформального образования»!
По свей сути неформальная педагогика — это воспитание детей в коллективе (детском объединении) под руководством взрослого педагога. Для превращения детской группы в неформальную необходима деятельность, требующая кооперации участников, а также трудности, которые необходимо преодолевать совместными усилиями. Поэтому, как правило, обязательным элементом существования неформальной детской группы становятся совместные поездки, экспедиции, гастроли. В таком детском объединении к детям относятся как к взрослым, ответственным за свои поступки людям, и спрашивают с них как со взрослых. Однако принадлежность к такому детскому объединению всегда добровольная. Ребенок сам решает, хочет ли там находиться, а не зависит от решения родителей или чиновников образования.
Что же можем сделать мы, педагоги вокально-эстрадного коллектива «Коломбина» и родители в этом направлении?
Создать условия для проявления и расцвета внутреннего духовного мира. Поэтому мы стараемся знакомить наших воспитанников с культурой народов мира.
В нашем коллективе занимаются дети разных национальностей: русские, украинцы, евреи, татары, грузины, армяне, азербайджанцы. И очень важно сформировать понимание, что развитие музыкальной культуры каждого народа — это маленькое звено одной цепи, которая связывает воедино все народы земли, и что культура каждого народа ценна своим своеобразием, неповторимыми национальными чертами. Мы стараемся заинтересовать учащихся не только русской духовной музыкой (М. Березовский – «Не отвержи мене во время старости», А. Ведель – «Покаяния отверзи ми двери» и др.), но слушаем старинную музыку других народов (духовная музыка Грузии, Армении, Тибета, Болгарии, Сербии, Японии и др.).
Не смотря на то, что мы эстрадный коллектив, в репертуаре коллектива есть старинная музыка («Петровский кант», «Многая лета», П. И. Чайковский «В церкви»).
Пение народных песен так же является частью образовательного процесса («Попурри на темы р.н.п.», «Пчёлочка златая», «Калинка», «Веники» и т.д.).
Дети с нашей помощью учатся не только любить свою родину, ее культуру, но и оценивать все коллизии ее непростой истории.


СЛУШАЕМ МУЗЫКУ!!


01. М. Березовский
Концерт «Не отвержи мене во время старости».
Смотрите видео.
Хоровая музыка – наиболее древняя область русского музыкального искусства. В значительной степени это объясняется влиянием Православной церкви, в которой культивируется лишь хоровое пение. Этими историческими условиями в значительной степени был подготовлен высокий расцвет хоровой культуры в XVIII веке, в частности, в творчестве такого мастера, как М. Березовский.
Максим Сазонтович Березовский (1745 - 1777) – выдающийся русский композитор (по национальности украинец). Учился в Киевской академии и Придворной певческой капелле в Петербурге. В 1759 – 1760 годах выступал как певец-солист в спектаклях итальянской оперной труппы. В 1765 – 1774 годах жил в Италии. По возвращении в Россию был причислен к Придворной капелле без определенной должности. Судьба Березовского послужила материалом для биографической повести Н. Кукольника «Максим Сазонтович Березовский».
М. Березовский был выдающимся мастером хорового письма a cappella. Вместе с Д. Бортнянским он создал новый классический тип русского хорового концерта, пришедший на смену так называемому партесному концерту. Березовский приоткрыл «окно в музыкальную Европу», и уже после его кончины, намеченной им дорогой пошли его последователи – Дмитрий Бортнянский и Артем Ведель.
Концерт «Не отвержи мене во время старости» проникновенностью мелодии напоминает украинские народные песни. В музыке вера в Бога окрашена в тона милосердия и любви, прощения и сострадания.
Концерт «Не отвержи мене во время старости» ре минор (стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70) является вершиной творчества этого замечательного русского композитора.

02. Д. Бортнянский
Духовный концерт №32 «Скажи ми, Господи, кончину мою». 
Смотрите видео.


«Какая музыка была! Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала… 


03. П. 
Чесноков «Да исправиться молитва моя». 
Смотрите видео.

04. Колокольные звоны Марфо-Мариинской обители. 
Смотрите видео.

Колокола… Без этих особенных звуков, разливающихся над пространством полей и лесов, деревень и городов, и пронизывающих душу, не мыслил человек своего существования на Руси.
Колокольный звон всегда служил мерилом праведности и добра. «Рожь чище звона», «голос чище звона», «слава, что звон» — так говорили о том, что было достойно высшей оценки или похвалы.
Кого-то колокольный звон погружает в мысли о вечном, у другого вызывает щемящее чувство России. А о чем думаем мы с вами, когда звонит звонарь?

Музыка над городом плывёт
Радостно, торжественно, красиво…
Колокольный звон…. Какая сила!
Чистый звук, что за душу берёт.
Звон плывёт, взмывая в облака,
Он, как свет: прозрачный и хрустальный.
И парит над миром чудо, тайна,
Возродившись к жизни на века.

05. Символ веры. Молитва. 
Смотрите видео.  


Молитва Символ веры — краткое и точное изложение основ христианского вероучения. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

06. П.И. Чайковский «В церкви» (переложение для вокального ансамбль «Коломбина» Куршиной С.Н.). 
Смотрите видео.

Господи мой, Боже! 
Душу возношу к Тебе. 
Святый, научи меня,  
Дай мне понять, что есть Любовь.  
Господи мой, Боже!  
Научи меня любить.  
Уповаю на Тебя.  
Не покидай меня, Господь!  
Не покидай меня!  
Не оставляй меня!  
Господь, спаси и помилуй меня!  
Даруй, Господь, Веру и Любовь!  
Даруй, Господь, Веру и Любовь!

07. Петровский кант (вокальный ансамбль «Коломбина»).
Загрузка плеера
 

Кант (от лат. cantus пение, распев) — жанр светской многоголосной музыки, распространённый в России с середины XVII до конца XVIII века. 
В царствование Петра I в большом ходу были патриотические и «виватные» (приветственные) канты, которые приурочивались к празднествам, торжественным приёмам, к важным историческим событиям, особенно военным победам и заключению мира. Патриотические канты пел хор или вокальный ансамбль без сопровождения, а также с участием духовых инструментов. Нередко канты сопровождались колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком.
08. Многая лета (вокальный ансамбль «Коломбина»).
Загрузка плеера
09. Японская духовная музыка
Загрузка плеера

10. Исламская духовная музыка – Азан
Загрузка плеера

11. Армянский Дудук
Загрузка плеера

12. Китайская духовная музыка.

Загрузка плеера