Виды дыхания

Понаблюдаем за ребенком. Грудь слегка расширяется. Выступают нижние ребра, маленький животик поднимается с каждым вздохом. Когда ребенок выдыхает, происходит обратное. Живот втягивается, нижняя часть груди опускается, грудная клетка становится меньше. Это нормальное дыхание.
Понаблюдаем за взрослым. Легко заметить, что при дыхании брюшная стенка почти не участвует. Движется в основном грудная клетка. Большинство взрослых разучилось дышать правильно. Это связано с напряженностью жизни и эмоциональными стрессами.
Свою жизнь человек начинает с первого вздоха при рождении и заканчивает, делая последний вдох. От того, как он дышит в промежутке между первым и последним вдохом, зависит качество жизни. Неполноценное дыхание снижает жизнеспособность организма и приводит к замедлению обмена веществ. Быстрая утомляемость, анемия, депрессия объясняются поверхностным или половинчатым дыханием. Если заметите какой-либо из этих симптомов, старайтесь дышать глубже, обращая внимание на мышцы брюшного пресса. Для улучшения функционирования мозга у пожилых людей ученые применяли кислород. С возрастом теряется эластичность артерий головного мозга, что приводит к уменьшению поступающего к мозгу кислорода. В состоянии дефицита кислорода человек легко раздражается, впадает в депрессию. Следовательно, неправильное дыхание лишает человека радости жизни.
1. Ключичное дыхание, его так же называют верхним дыханием. При верхнем виде дыхания подымаются плечи и выпячиваются вперёд верхние рёбра; такое дыхание вообще не имеет никакого отношения к пению, и если вы заметили, что во время пения у Вас на вдохе подымаются плечи, то это проблема и её пора решать. Люди порой дышат так, не по своему желанию, так обычно дышат люди, которые имеют хронические заболевания внутренних органов, боязливые люди, курящие, неспортивные люди. Так же причиной может послужить неправильный образ жизни и деятельности, например сидячая работа в офисе или постоянные стрессовые ситуации. Кстати, такое дыхание так же приводит к стрессам, болезням внутренних органов пищеварения и куче других неприятностей;
2. Грудное дыхание (межрёберное) — при котором подымается и расширяется грудная клетка, а ключицы, плечи и живот остаются на месте, что означает, что в дыхании принимает участие центральная часть лёгких. Такое дыхание присуще, присуще женщинам и среднестатистическим мужчинам, имеющим нормальное телосложение, но не занимающимся тяжёлым спортом, оперным пением, физически тяжёлым трудом и т.д. Все женщины во сне дышат грудным дыханием;
3. Брюшное дыхание (Диафрагмальное) – Это вид дыхания, считается самым полезным и правильным среди певцов, всех спортсменов, единоборцев и атлетов. При брюшном дыхании подымается вперёд стенка живота, потому что диафрагма, при глубоком дыхании смещает внутренние органы вниз живота. Во время брюшного дыхания воздухом наполняется средняя и нижняя часть лёгких. Такое дыхание считается самым естественным, при котором затрачивается минимум усилий и максимально обогащение кислородом. Все мужчины, кроме тяжко больных, во время сна дышат именно брюхом, что ещё раз доказывает естественность такого дыхания. Так же все дети дышат именно брюшным дыханием, пока дыхание не портится под воздействием комплексов, букета сомнений, неправильных занятий спортом и т.д.

Вдох

«Дыхание в обязательном порядке следует брать носом и ртом одновременно!».
Носом следует брать дыхание лишь некоторым ученикам в начале обучения пению, тем у которых проблемы с пониманием брюшного дыхания (Для тех, кто не может набирать дыхание в нижнюю часть легких). Но как только начинающий певец «уловил» ощущение брюшного дыхания, следует переходить на смешанный вдох (ртом и носом).
Набирать дыхание только ртом или только носом, так же не рекомендуется - это чревато пересыханием слизистой оболочки гортани во время пения и даже развитием респираторных заболеваний.
При быстром темпе произведения, брать дыхание только носом не возможно, дискомфортно.
Брать дыхание только ртом так же не рекомендуется, ибо не хотелось бы допевать выступление на «сухих связках»).
Так же, вдох не должен быть болезненным из-за объема вдыхаемого воздуха, количество воздуха в легких должно быть не более 90% от их вместимости, ведь чрезмерное количество воздуха в легких на протяжении хотя бы одного произведения ведет за собой утомляемость грудной клетки.
И главное: «Знайте, что в начале обучения следует относиться к этим понятиям очень пунктуально, но когда Вы достигнете достаточно профессионального уровня, ваш организм сам будет делать правильный вдох и правильно распределять воздух по лёгочному пространству».

Виды опоры дыхания

В вокальной практике различают 2 вида вокальной опоры, оба они могут быть правильными и успешно применены, но в зависимости от того, к какому голосу они привязаны.
Брюшной – такой вид опоры дыхания, который в обязательном порядке должен применяться в случае с густым, объёмным голосом. Этот вид опоры дыхания самый трудоёмкий и требует от певца многих физических усилий, особенно в начале обучения, но это очень выигрышный вариант в случае с большим крепким голосом. Вы дышите брюхом и всегда опираете вниз или, как говорил Паваротти: «Глубокое дыхание», и чем Выше нота или длиннее фраза – тем, глубже опора.
Грудобрюшной
– подобный вид опоры дыхания, подразумевает в себе удержание воздуха в лёгких не столько благодаря опусканию диафрагмы вниз, а скорее растягивание её в стороны. Этот вид подойдёт лёгким и небольшим голосам, и в 90% случаев высоким голосам, противопоказан большим голосам. Вы скорее раздвигаете нижние рёбра в стороны, часто вокалисты даже слегка поджимают брюхо во внутрь.
Конечно, все эти понятия относительны и порой вокалисты сами не знают, каким дыханием они дышат, но это в основном неопытные певцы.
Часто преподаватель является ярым приверженцем одного вида опоры и всех учит петь по одному методу. И здесь можно долго спорить, о том, как надо. Брюшной вид опоры подойдёт всем голосам.
Так же большие голоса иногда пользуются опорой на спину при взятии высоких, звучных нот и длинных фраз, для более мощного звучания и упрощения задачи, лёгкие голоса зачастую вообще ничего про это не знают и правильно! В спинной опоре (поясничной), есть и минус, и заключается он в том, что певцам с такой опорой трудно переходить с Форте на Пиано, т.е. уходить с громкого звучания на тихое, посреди фразы.
Все великие оперные певцы, такие, как Паваротти, Карелли, Джакомини, Бонисолли, Шаляпин, Баттистини, Карузо использовали нижнее, глубокое дыхание. Лёгкие голоса, вроде Бочелли, Каррераса пользуются грудобрюшным дыханием.
Оперные певицы пользуются так же двумя видами опоры, но зачастую грудобрюшным, потому что случаи больших, объёмных голосов среди женщин встречаются реже чем у мужчин.

И так главное, что нужно понимать в понятии опора:

Опора в самой сути — это удержание в лёгких набранного воздуха. Суть вокала заключается в естественной работе голосового аппарата, а для этого он не должен во время звукоизвлечения чувствовать каких либо дискомфорта, зажимов, боли и т.д.. И поэтому, не позволяя лишнему воздуху выходить через голосовую щель, вы будете обладать большим полётным диапазоном, звонким чистым, а главное природным тембром, возможностью петь огромные вокальные фразы на одном вдохе и т.д.