МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
Аккомпанемент
Аккомпанемент (фр. accompagnement - сопровождение) - музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение.
Аккорд
Аккорд (ит. accordo, фр. accord - согласие) - созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно. Аккорды подразделяются на консонирующие и диссонирующие (см. консонанс и диссонанс).
Ансамбль
Ансамбль (фр. ensemble - вместе) - 1. Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны; по числу участников Ансамбли разделяются на дуэты, трио или терцеты, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д. 2. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания.
Ариозо
Ариозо (ит. arioso - вроде арии) - разновидность арии, отличающаяся более свободным построением, теснее связанная с предшествующим и последующим музыкальными эпизодами.
Ария
Ария (ит. aria - песня) - развитой вокальный эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра, обладающий широкораспевной мелодией и завершенностью музыкальной формы. Иногда Ария состоит из нескольких контрастных разделов. Разновидности Арии - ариетта, ариозо, каватина, кабалетта, канцона, монолог и т. д.
Балет
Балет (фр. ballet от ит. ballo - танец, пляска) - крупный музыкалъно-хореографический жанр, в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью оперы.
Баллада
Баллада (фр. ballade, ит. ballare - танцевать) - первоначально название провансальской (Франция) плясовой песни; затем - литературно-поэтический жанр, связанный с народными преданиями или повествующий о событиях прошлого. С начала XIX века Баллада - обозначение вокальных и инструментальных пьес повествовательного склада.
Баритон
Баритон (греч. barytono - тяжелозвучный) - мужской голос среднего между басом и тенором регистра; другое название - высокий бас.
Баркарола
Баркарола (от ит. barca - лодка, barcaruola - песня лодочника) - род песни, распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся аккомпанементом; размер 6/8. Другое название Баркаролы - гондольера (от ит. gondola - венецианская лодка).
Бас
Бас (ит. basso - низкий, греч. basis - основа) - 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).
Болеро
Болеро (исп. bolero) - испанский танец, известный с конца XVIII века, умеренно быстрого движения, сопровождаемый ударами кастаньет; размер 3/4.
Былина
Былина - произведение русского народного эпоса, повествование о былых временах, о подвигах народных героев-богатырей. Былина носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи; иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах.
Вальс
Вальс (фр. valse, нем. Walzer) - танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных танцев. Вальс танцуется парами в плавном круговом движении; размер 3/4 или 3/8, темп различный - от очень медленного до самого быстрого. Благодаря особым образно-выразительным возможностям Вальс получил с середины XIX века широкое распространение не только как танцевальный и концертный жанр, но и как важная составная часть музыки оперы, балета, симфонии и даже камерных - сольных и ансамблевых произведений.
Вариации
Вариации (лат. variatio - изменение) - музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы, в ходе которого первоначальный образ развивается и обогащается, не теряя своих существенных черт.
Виртуоз
Виртуоз (ит. virtuoso - букв. доблестный, мужественный) - музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность - мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка - музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения.
Водевиль
Водевиль (фр. voix de ville - голос города) - веселая театральная пьеса, обычно комедийного содержания, включающая отдельные вокальные и танцевальные номера.
Вокализ
Вокализ (от лат. vox - голос) - музыкальная пьеса для пения без слов, чаще всего представляющая собой учебное упражнение; иногда Вокализ имеет художественное значение.
Вокальная музыка
Вокальная музыка (от ит. vocale - голосовой) - музыка для пения - сольного, ансамблевого или хорового с аккомпанементом или без него.
Вступление
Вступление - начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.
Гавот
Гавот (фр. gavotte) - старинный французский танец народного происхождения; впоследствии, с XVII века вошел в придворный обиход, в XVIII веке занял место в танцевальной сюите. Музыка Гавота энергичная, умеренно быстрого движения, размер 4/4 с характерным двухчетвертным затактом.
Гармония
Гармония (греч harmonia - соразмерность, согласованность) - 1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию. 2. Наука об аккордах, их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора, музыкального стиля («гармония Мусоргского», «романтическая гармония» и т. д.).
Гимн
Гимн (греч. hymnos) - торжественное хвалебное песнопение.
Гротеск
Гротеск (фр. grotesque - причудливо, уродливо, странно) - художественный прием, связанный с нарочитым преувеличением или искажением реальных черт образа, которое придает ему причудливый, фантастичный, часто карикатурно-юмористический, иногда устрашающий характер.
Гусли
Гусли (от древнерусск. гусель - струна) - старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на Гуслях обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на Гуслях - гусляр.
Декламация
Декламация - художественное чтение стихов или прозы в эмоционально приподнятой манере. Декламация музыкальная - верное воспроизведение в речитативе характерных интонаций - повышений, понижений, акцентов и т. д. - выразительной человеческой речи.
Деревянные духовые инструменты
Деревянные духовые инструменты - общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями кларнет-пикколо и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот). Деревянные духовые инструменты используются также в духовых оркестрах, различных камерных ансамблях и как солирующие инструменты. В оркестровой партитуре группа Деревянных духовых инструментов занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке.
Децимет
Децимет (от лат. decimus - десятый) - оперный или камерный ансамбль десяти участников.
Диалог
Диалог (греч. dialogos - разговор между двумя) - сцена-беседа двух действующих лиц оперы; перекличка чередующихся кратких музыкальных фраз, как бы отвечающих друг другу.
Дивертисмент
Дивертисмент (фр. divertissement - увеселение, развлечение) - музыкальное произведение, построенное наподобие сюиты, состоящее из нескольких разнохарактерных, преимущественно танцевальных, номеров. Дивертисмент - также отдельная инструментальная пьеса развлекательного характера.
Динамика
Динамика (от греч. dynamikos - силовой) - 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).
Драматургия
Драматургия - литература, предполагающая сценическое воплощение; наука о законах построения драматической пьесы. В XX веке термин Драматургия стал применяться также к музыкально-театральному искусству, а затем и к крупным инструментально-симфоническим произведениям, не связанным со сценой. Драматургия музыкальная - совокупность принципов построения и развития музыки оперы, балета, симфонии и т. п. с целью наиболее логичного, последовательного и действенного воплощения избранного сюжета, идейного замысла.
Дума
Дума, думка - повествовательная украинская народная песня свободного речитативно-импровизационного склада с инструментальным сопровождением. Обычно Дума посвящена рассказу об исторических событиях, но иногда приобретает черты задушевной, печальной песни сугубо лирического содержания.
Духовой оркестр
Духовой оркестр - оркестр, состоящий из медных и деревянных духовых и ударных инструментов. Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью.
Духовые инструменты
Духовые инструменты - инструменты, различные по форме, величине и материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу звукоизвлечения Духовые инструменты разделяются на медные и деревянные духовые инструменты. К числу Духовых инструментов принадлежит также орган.
Дуэт
Дуэт (от. лат. duo - два) - оперный или камерный ансамбль двух участников.
Дуэттино
Дуэттино (ит. duettino) - маленький дуэт.
Жанр
Жанр (фр. genre - тип, манера) - 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (например, Жанр эпический, комический), природе сюжета (например, Жанр исторический, мифологический), составу исполнителей (например, Жанр - оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный), обстоятельствам исполнения (например, Жанр концертный, камерный, бытовой), особенностям формы (например, Жанр романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т. д. 2. Жанровый (в музыке) - связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена - бытовая сцена.
Запев
Запев - начало хоровой песни, исполняемое одним певцом - запевалой.
Зингшпиль
Зингшпиль (нем. Singspiel от singen - петь и Spiel - игра) - род комической оперы, сочетавшей разговорные диалоги с пением и танцами; наибольшее развитие Зингшпиль получил в Германии и Австрии во 2-й половине XVIII и нач. XIX веков.
Импровизация
Импровизация (от лат. improvisus - непредвиденный, нечаянный) - творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.
Инструментовка
Инструментовка - то же, что оркестровка.
Интермедия
Интермедия (лат. intermedia - находящаяся посередине) - 1. Небольшая музыкальная пьеса, помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной эпизод или сцена в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий эпизод между двумя проведениями темы в фуге, проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.
Интермеццо
Интермеццо (ит. intermezzo - пауза, антракт) - пьеса, связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.
Интродукция
Интродукция (лат. introductio - введение) - 1. Небольших размеров оперная увертюра, непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо пьесы, обладающий своим темпом и характером музыки.
Кабалетта
Кабалетта (от ит. cabalare - фантазировать) - небольшая оперная ария, часто героически-приподнятого характера.
Каватина
Каватина (ит. cavatina) - разновидность оперной арии, отличающаяся более свободным построением, лирической напевностью, отсутствием темповых контрастов.
Камерная музыка
Камерная музыка (от ит. camera - комната) - музыка для солирующих инструментов или голосов, небольшие ансамбли, предназначенные для исполнения в небольших концертных залах.
Канон
Канон (греч. kanon - правило, образец) - род многоголосной музыки, основанный на поочередном вступлении голосов с одной и той же мелодией.
Кант
Кант (от лат. cantus - пение) - в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII веков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные Канты бодрого маршеобразного характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.
Кантата
Кантата (от ит. cantare - петь) - большое произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из ряда номеров - арий, речитативов, ансамблей, хоров. От оратории Кантата отличается отсутствием детально и последовательно воплощенного сюжета.
Кантилена
Кантилена (лат. cantilena - распевное пение) - широкая певучая мелодия.
Канцона
Канцона (ит. canzone - песня) - старинное название итальянской лирической песни с инструментальным сопровождением; впоследствии - название инструментальных пьес певучего лирического характера.
Канцонетта
Канцонетта (ит. canzonetta - песенка) - маленькая канцона, напевная вокальная или инструментальная пьеса небольшого размера.
Картина
Картина - 1. В музыкально-театральном произведении часть акта, отделяемая не антрактом, а кратковременной паузой, во время которой занавес ненадолго опускается. 2. Обозначение инструментально-симфонических произведений, для которых характерна особая конкретность, наглядность музыкальных образов; иногда такие произведения принадлежат к жанру программной музыки.
Квартет
Квартет (от лат. quartus - четвертый) - оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль четырех участников.
Квинтет
Квинтет (от лат. quintus - пятый) - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников.
Клавир
Клавир (сокр. нем. Klavierauszug - фортепианное извлечение) - переработка, переложение для фортепиано произведения, написанного для оркестра или ансамбля, а также оперы, кантаты или оратории (с сохранением вокальных партий).
Кода
Кода (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.
Колоратура
Колоратура (ит. coloratura - раскрашивание, украшение) - расцвечивание, варьирование вокальной мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, виртуозными украшениями.
Колорит
Колорит (от лат. color - цвет) в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных регистров, тембров, гармонических и иных выразительных средств.
Колядка
Колядка - общее название славянских народных обрядовых песен языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).
Композитор
Композитор (лат. compositor - сочинитель, составитель, создатель) - автор музыкального произведения.
Композиция
Композиция (лат. compositio - составление, расположение) - 1. Музыкальное творчество, процесс создания музыкального произведения. 2. Внутреннее строение музыкального произведения, то же, что музыкальная форма. 3. Отдельное музыкальное произведение.
Контральто
Контральто (ит. contralto) - самый низкий женский голос, то же, что в хоре альт.
Контрапункт
Контрапункт (от лат. punctum contra punctum - точка против точки, то есть нота против ноты) - 1. Одновременное сочетание двух или нескольких мелодически самостоятельных голосов. 2. Наука о законах сочетания одновременно звучащих мелодий, то же, что полифония.
Контраст
Контраст (фр. contraste - противоположность) - яркое выразительное средство музыки, заключающееся в сближении и непосредственном противопоставлении несхожих, резко различающихся по характеру музыкальных эпизодов. Музыкальный образно-эмоциональный Контраст осуществляется при помощи темповых, динамических, тональных, регистровых, тембральных и иных противопоставлений.
Концерт
Концерт (от лат. concertare - состязаться, ит. concerto - согласие) - 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное, произведение для солирующего инструмента с оркестром, блестящее, эффектное, обладающее развитыми элементами виртуозности, в некоторых случаях приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания к симфонии.
Кульминация
Кульминация (от лат. culmen - верх, вершина) - момент высшего напряжения в музыкальном развитии.
Куплет
Куплет (фр. couplet - строфа) - повторяемая часть песни.
Купюра
Купюра (фр. coupure - вырезка, сокращение) - сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо эпизода, в опере - сцены, картины или акта.
Лезгинка
Лезгинка - танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.
Лейтмотив
Лейтмотив (нем. Leitmotiv - ведущий мотив) - музыкальная мысль, мелодия, связанная в опере с определенным персонажем, воспоминанием, переживанием, явлением или отвлеченным понятием, возникающая в музыке при его появлении или упоминании в ходе сценического действия.
Лендлер
Лендлер (нем. Landler) - немецкий и австрийский танец народного происхождения, предшественник вальса, живого, но не быстрого движения; размер 3/4.
Либретто
Либретто (ит. libretto - тетрадка, книжечка) - полный литературный текст оперы, оперетты; словесное изложение содержания балета. Автор Либретто - либреттист.
Мадригал
Мадригал (ит. madrigale) - европейская многоголосная светская песня XVI века, изысканного характера, обычно любовного содержания.
Мазурка
Мазурка (от польск. mazur - житель Мазовии) - польский танец народного происхождения, оживленного характера, обладающий острым, иногда синкопированным ритмом; размер 3/4.
Марш
Марш (фр. marche - ходьба, шествие) - жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. Марш бывает походный, торжественный, траурный; размер 2/4 или 4/4.
Медные духовые инструменты
Медные духовые инструменты - духовые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. Медные духовые инструменты являются основой духового оркестра. В симфонической партитуре группа Медные духовые инструменты пишется под группой деревянных духовых инструментов, размещаясь в указанном выше порядке.
Мейстерзингеры
Мейстерзингеры (нем. Meistersinger - мастер пения) - в средневековой Германии (XIV-XVII века) цеховые музыканты.
Мелодекламация
Мелодекламация (от греч. melos - песнь и лат. declamatio - декламация) - выразительное чтение (чаще всего стихов), сопровождаемое музыкой.
Мелодия
Мелодия (греч. melodia - пение песни от melos - песнь и ode - пение) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Мелодрама
Мелодрама (от греч. melos - песнь и drama - действие) - 1. Часть драматического произведения, сопровождаемая музыкой. 2. Порицательная характеристика произведений или эпизодов, отличающихся преувеличенной чувствительностью, сентиментальностью, дурным вкусом.
Менуэт
Менуэт (фр. menuet) - старинный французский танец, первоначально народного происхождения, в XVII веке - придворный танец, в конце XVIII века введен в симфонический цикл. Менуэт отличается плавностью и грациозностью движений; размер 3/4.
Месса
Месса (фр. messe, лат. missa) - крупное многочастное произведение для хора с инструментальным сопровождением, иногда с участием певцов-солистов, написанное на религиозный латинский текст. Месса - то же, что католическая обедня, литургия.
Меццо-сопрано
Меццо-сопрано (от ит. mezzo - срединный и soprano) - женский голос, по регистру занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. меццосопрано в хоре - то же, что альт.
Миниатюра
Миниатюра (ит. miniatura) - небольшая оркестровая, вокальная или инструментальная пьеса.
Монолог
Монолог (от греч. monos - один, речь, произносимая одним лицом) в музыке - одна из наиболее действенных сольных вокальных форм в опере, в которой обычно запечатлен процесс напряженного переживания или размышления, приводящий к какому-либо решению. Монолог, как правило, строится из нескольких нетождественных, контрастных эпизодов.
Мотив
Мотив (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.
Музыкальная драма
Музыкальная драма - первоначально то же, что опера. В распространенном значении - один из жанров оперы, для которого характерна ведущая роль напряженного драматического действия, развертывающегося на сцене и определяющего собой принципы музыкального воплощения.
Музыкальная комедия
Музыкальная комедия - то же, что оперетта.
Ноктюрн
Ноктюрн (фр. nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко - вокальных) пьес лирически-созерцательного характера с выразительной певучей мелодией.
Номер
Номер - наименьший, относительно законченный, допускающий отдельное, самостоятельное исполнение эпизод оперы, балета или оперетты.
Нонет
Нонет (от лат. nonus - девятый) - сравнительно редкий вид оперного или камерного ансамбля для девяти участников.
Ода
Ода (греч. ode) - заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще - вокального) торжественного хвалебного характера.
Октет
Октет (от лат. octo - восемь) - ансамбль восьми участников.
Опера
Опера (ит. opera - действие, произведение, от лат. opus - труд, творение) - синтетический жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, а также живописно-декоративное оформление. Оперное произведение слагается из сольных эпизодов - арий, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров (см. увертюра, антракт, интродукция). Опера делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр Опера распространилась в Европе в XVII веке, в России - с середины XVIII века. Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и идейно-художественных типов оперного искусства (см. О. большая французская, Опера-буффа, Опера комическая, Опера лирико-драматическая, Опера лирическая французская, Опера нищих, Опера-сериа, Опера эпическая, зингшпиль, музыкальная драма, оперетта). В итоге многообразного исторического развития Опера стала наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального искусства.
Опера большая французская
Опера большая французская (фр. grand opera) - разновидность, получившая распространение в середине XIX века, для которой характерно воплощение исторических тем в монументальном, красочном, богатом действенными моментами спектакле.
Опера-буффа
Опера-буффа (ит. opera-buffa) - итальянская комическая опера, возникшая в первой половине XVIII века. Опера-буффа основывалась на бытовых сюжетах, нередко приобретавших сатирическую окраску. Развившаяся из итальянской народной «комедии масок» (comedia del arte), Опера-буффа отразила прогрессивные демократические тенденции конца XVIII и первой половины XIX века.
Опера комическая
Опера комическая - общее видовое название оперного жанра, возникшего в Европе с середины XVIII века под влиянием демократических идей в противовес придворно-аристократическому искусству. Опера комическая в различных странах носила различные наименования: в Италии - опера-буффа, в Германии и Австрии - зингшпиль, в Испании - тонадилья, в Англии - опера нищих, или балладная, песенная опера. Опера комическая - общепринятое название собственно французской разновидности этого жанра, для которой характерно включение в действие разговорных диалогов.
Опера лирико-драматическая
Опера лирико-драматическая - разновидность, развившаяся в оперном искусстве второй половины XIX века. Для Опера лирико-драматическая характерно выдвижение на передний план драматичных, нередко трагических личных судеб и человеческих взаимоотношений, показанных на реалистически правдивом жизненном фоне, углубленное внимание композитора к душевной жизни героев, их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам.
Опера лирическая французская
Опера лирическая французская - собственное наименование французской лирико-драматической оперы.
Опера нищих
Опера нищих (англ. beggars opera) - английская разновидность комической оперы, в которой широко использовались народные песни-баллады.
Опера-сериа
Опера-сериа (ит. opera seria - серьезная опера, в отличие от комической) - итальянская опера XVIII века, связанная с придворно-аристократической средой. Основывавшаяся, как правило, на мифологических и историко-легендарных сюжетах, Опера-сериа отличалась пышностью постановки, виртуозным блеском вокальных партий, но в своем развитии была скована условностью сюжетов, ситуаций и персонажей.
Опера эпическая
Опера эпическая - разновидность классической оперы, преимущественное развитие получившая в России, характерная использованием сюжетов из народного эпоса - сказаний, легенд и образцов народного песенного творчества. Сценическое действие и музыка Опера эпическая выдерживаются в духе величественного, неторопливого повествования. К жанру Оперы эпической примыкает также опера-сказка.
Оперетта
Оперетта (ит. operetta - маленькая опера) - театральное представление, сочетающее пение и танцы в сопровождении оркестра с разговорными сценами, ведущее свое происхождение от комической оперы XVIII века. Европейской Оперетте XIX века свойственно обилие комедийных положений сатирического либо чисто развлекательного характера. В советском музыкально-театральном искусстве Оперетта чаще именуется музыкальной комедией.
Оратория
Оратория (от лат. oratoria - красноречие) - крупный вокально-симфонический жанр музыкального искусства, произведения которого предназначены для исполнения хором, солистами-певцами и оркестром. В основе Оратории лежит определенный сюжет, обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной жизни, обычно обладающий возвышенной, героической окраской. Сюжет Оратории воплощается в ряде завершенных сольных, хоровых и оркестровых номеров, иногда разделяемых речитативами.
Орган
Орган (от греч. organon - инструмент, орудие) - самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. Орган представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление Органом осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания Орган соперничает с симфоническим оркестром.
Оркестр
Оркестр (от греч. orchestra - в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) - многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие от ансамбля, некоторые партии в Оркестре исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие одноголосного хора. По составу инструментов Оркестры разделяются на симфонические оркестры, духовые, народных инструментов, эстрадные, джазовые и др. оркестры. Оперный Оркестр, так же как симфонический, состоит из четырех основных групп инструментов - групп деревянных духовых, медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка фортепиано, гитара и др.).
Оркестровка
Оркестровка - создание оркестровой партитуры, воплощение музыкальной мысли средствами оркестровой выразительности. Оркестровка - то же, что инструментовка.
Пародия
Пародия (греч. parodia, от para - против и ode - песнь, пение, букв, пение наоборот) - подражание с целью искажения, осмеяния.
Партитура
Партитура (ит. partitura - деление, распределение) - нотная запись ансамблевой, оркестровой, оперной, ораториально-кантатной и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк Партитуры определяется количеством входящих в нее партий - инструментальных, сольно-вокальных и хоровых, которые располагаются в определенном порядке.
Партия
Партия (от лат. pars - часть) - часть музыки ансамбля, оперы и т. д., исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.
Пастораль
Пастораль (от. лат. pastoralis - пастушеский) - музыка, музыкальная пьеса или театральная сцена, выраженная в нежных, лирически мягких созерцательных тонах, рисующая спокойные картины природы и идеализированной безмятежной сельской жизни (ср. идиллия).
Песня
Песня - основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Для Песни характерно наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной мелодии, обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием, воплощающей чувства и мысли не отдельного человека, а народа. Совокупность этих черт входит в понятие песенности как особого средства музыкальной выразительности, особого склада музыкального мышления. Народная Песня, отражающая в неисчислимом многообразии разновидностей и жанров самые различные стороны жизни народа, - основной источник музыкального искусства. В развитии народной Песни и высокохудожественном преломлении ее национальных особенностей наибольшая заслуга принадлежит русским композиторам-классикам. В их произведениях Песня широко представлена как бытовой жанр, одновременно песенность, песенное начало явилось для них ведущим художественным приемом. В узком смысле Песня - небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой и мелодически выразительной напевностью, обычно в куплетной форме, а также инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.
Подголосок
Подголосок - более или менее самостоятельная мелодия, сопровождающая в многоголосной музыке основной напев. Наличие развитых Подголосков - характерная особенность русской народной хоровой музыки.
Полифония
Полифония (от греч. poly - много и phone - голос, букв, многоголосие) - 1. Одновременное сочетание двух или нескольких независимых мелодий, обладающих самостоятельным выразительным значением. 2. Наука о музыке полифонического склада, то же, что контрапункт.
Прелюдия
Прелюдия, прелюд (от лат. prae - перед и ludus - игра) - 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному эпизоду, сцене оперы, балета и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.
Премьера
Премьера - первое представление оперы, балета, оперетты на театральной сцене; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).
Припев
Припев - часть песни, неизменно, вместе с одним и тем же словесным текстом, повторяющаяся после каждого ее куплета.
Причет
Причет, причитания - песня-плач, один из распространенных в дореволюционной России жанров народной песни; имеет обычно характер скорбно-взволнованного речитатива.
Пролог
Пролог (от лат. prae - перед и греч. logos - слово, речь) - вступительная часть в драме, романе, опере и т. д., вводящая в повествование; иногда Пролог знакомит с событиями, предшествовавшими изображаемым.
Развитие музыкальное
Развитие музыкальное - движение музыкальных образов, их изменения, столкновения, взаимопереходы, отражающие процессы, которые протекают в душевной жизни человека или героя музыкально-театрального представления, а также в окружающей реальной действительности. Развитие музыкальное - важный фактор музыкальной драматургии, направляющий внимание слушателя на наиболее существенные части повествования. Развитие музыкальное осуществляется с помощью разнообразных композиционных и выразительных приемов; в нем участвуют все средства музыкальной выразительности.
Реквием
Реквием (от лат. requiem - покой) - монументальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра. Первоначально Реквием - траурная католическая месса. Впоследствии, в творчестве Моцарта, Берлиоза, Верди, Реквием утратил ритуально-религиозный характер, превратившись в драматичный, философски значительный музыкальный жанр, одушевленный глубокими общечеловеческими чувствами и большими мыслями.
Речитатив
Речитатив (от лат. recitare - читать, декламировать) - омузыкаленная речь, наиболее гибкая форма сольного пения в опере, отличающаяся большим ритмическим разнообразием и свободой построения. Обычно Р. вводит в арию, подчеркивая ее певучую мелодичность. Часто в Речитативе воспроизводятся характерные интонации живой человеческой речи, благодаря чему он оказывается незаменимым средством в создании музыкального портрета действующего лица. Основные разновидности Речитатива - Речитатив-secco («сухой», сопровождаемый редкими отрывистыми аккордами оркестра или чембало), Речитатив-accompagnato («аккомпанируемый», звучащий на фоне связного аккордового сопровождения) и Речитатив-obligato («обязательный», что указывает на необходимость наличия в оркестровом сопровождении самостоятельной мелодической мысли).
Ригодон
Ригодон (фр. rigodon, rigaudon) - старинный провансальский (Франция) танец XVII-XVIII веков, живого, бодрого движения; размер 4/4 или 2/3 с одночетвертным затактом.
Ритм
Ритм (от. греч. rythmos - мерное течение) - организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Ритм - важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.
Романс
Романс (фр. romance) - сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, характеризуемая интимным строем чувств, индивидуализированным содержанием, особой тонкостью и выразительным разнообразием аккомпанемента. Вокальная мелодия Романса нередко включает элементы речитатива.
Рондо
Рондо (фр. rondeau от ronde - круглая, название старинной французской хоровой песни) - форма построения музыкальной пьесы, состоящая из нескольких (не менее трех) контрастных эпизодов, разделяемых периодически возвращающимся первым эпизодом (рефреном).
Сарабанда
Сарабанда (исп. zarabanda) - старинный испанский танец в характере медленного величественного шествия; размер 3/4. Жанр Сарабанда часто использовался для создания образов глубокого скорбного раздумья, траурного шествия.
Сегидилья
Сегидилья (исп. seguidilla) - быстрый испанский танец, сопровождаемый прихотливым ритмом кастаньет; размер 3/4 или 3/8.
Секстет
Секстет (от лат. sextus - шестой) - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль семи участников.
Серенада
Серенада (от. ит. sera - вечер, букв, «вечерняя песня») - первоначально в Испании и Италии любовная песня, распевавшаяся с аккомпанементом гитары или мандолины под окном возлюбленной. Затем - произведения приветственного характера для инструментальных ансамблей и оркестра. Впоследствии Серенада - название лирических сольных песен с инструментальным сопровождением, стилизованным в духе гитарного аккомпанемента, а также наименование лирического инструментального или оркестрового цикла.
Симфония
Симфония (от греч. symphonia - созвучие) - монументальное произведение для оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVIII века. Симфония, как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов. Первая часть Симфонии обычно имеет конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром движении; иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая - лирическая распевная, проникнутая настроениями раздумья. Третья - менуэт, скерцо или вальс - в оживленном танцевальном движении. Четвертая - финал, наиболее быстрая, часто праздничного, приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения. Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический цикл.
Скерцо
Скерцо (ит. scherzo - шутка) - небольшое инструментальное или оркестровое произведение живого, задорного характера, обладающее острым, четким ритмом, иногда приобретающее драматическую окраску. С начала XIX века Скерцо вошло в симфонический цикл, заняв в нем место менуэта.
Скоморохи
Скоморохи - носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.
Соло
Соло (ит. solo - один, единственный) - самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель Соло - солист.
Соната
Соната (от ит. sonare - звучать) - 1. В XVII веке - название любого инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIII века - название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный цикл, в общих чертах аналогичный симфоническому.
Сонатное аллегро
Сонатное аллегро - форма, в которой пишутся первые части сонаты и симфонии, - выдержанные в быстром (allegro) темпе. Форма Сонатного аллегро складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция - изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной партиях; разработка - развитие тем главной и побочной партий, столкновение и борьба их образов; реприза - повторение экспозиции с новым соотношением образов главной и побочной партий, достигнутым в результате их борьбы в разработке. Форма С. а. наиболее действенна, динамична, она создает широкие возможности для реалистического отображения явлений объективной действительности и душевной жизни человека в их внутренней противоречивости и непрекращающемся развитии. Форма Сонатное аллегро сложилась к середине XVIII века и вскоре получила широкое распространение не только в первых частях симфоний, сонат, квартетов, инструментальных концертов, но и в одночастных симфонических поэмах, концертных и оперных увертюрах, а в отдельных случаях и в развернутых оперных ариях (например, ария Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила»).
Сопрано
Сопрано (от ит. sopra - наверху, выше) - самый высокий женский голос. Сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое и драматическое.
Стиль
Стиль (в музыке) - совокупность признаков, характеризующих творчество композиторов определенной страны, исторического периода, отдельного композитора.
Струнные инструменты
Струнные инструменты - инструменты, в которых звук возникает в результате вибрации (колебания) натянутых струн. По способу звукоизвлечения Струнные инструменты делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), клавишные (фортепиано и его предшественники, см. чембало) и щипковые (арфа, мандолина, гитара, балалайка и др.).
Сцена
Сцена (лат. scena от греч. skene - шатер, палатка). - 1. Театральные подмостки, на которых происходит представление. 2. Часть театрального представления, отдельный эпизод акта или картины.
Сценарий
Сценарий (ит. scenario) - более или менее подробное изложение хода действия, развертывающегося на сцене в опере, балете и оперетте, схематический пересказ их сюжета. На основе Сценария создается либретто оперы.
Сюита
Сюита (фр. suite - ряд, последовательность) - название многочастного циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу контраста и обладают менее тесной внутренней идейно-художественной связью, нежели в симфоническом цикле. Обычно Сюита представляет собой ряд танцев или описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда - извлечение из крупного музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты, кинофильма).
Тарантелла
Тарантелла (ит. tarantella) - очень быстрый, темпераментный итальянский народный танец; размер 6/8.
Тема музыкальная
Тема музыкальная (греч. thema - предмет рассказа) - основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также лейтмотив).
Тембр
Тембр (фр. timbre) - специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.
Темп
Темп (от ит. tempo - время) - скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обозначается словами: очень медленно - ларго (largo), медленно - адажио (adagio), спокойно, плавно - анданте (andante), умеренно быстро - модерато (moderato), быстро - аллегро (allegro), очень быстро - престо (presto). Иногда Темп определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша». С середины XIX века Темп обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесное обозначение Темп часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном цикле - allegro, andante и т. д., балетные adagio и др.).
Тенор
Тенор (от лат. tenere - держать, направлять) - высокий мужской голос. Тенор подразделяется на лирический и драматический.
Терцет
Терцет (от лат. tertius - третий) - оперно-вокальный ансамбль трех участников. Другое наименование Терцет - трио, используется также для обозначения инструментальных ансамблей с тем же числом исполнителей.
Трио
Трио (ит. trio от tre - три) - 1. В вокальной музыке то же, что терцет. 2. Инструментальный ансамбль трех исполнителей. 3. Средний раздел в марше, вальсе, менуэте, скерцо более плавного и певучего характера; это значение термина возникло в старинной инструментальной музыке, в произведениях которой средний раздел исполнялся тремя инструментами.
Трубадуры
Трубадуры, труверы - рыцари-поэты и певцы в средневековой Франции.
Увертюра
Увертюра (фр. ouverture - открытие, начало) - 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.
Ударные инструменты
Ударные инструменты - музыкальные инструменты, из которых звук извлекается посредством удара. Ударные инструменты бывают: 1) с определенной высотой звука - литавры, колокола и колокольчики, челеста, ксилофон и 2) со звуком неопределенной высоты - тамтам, большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и т. д.
Фактура
Фактура (лат. factura - букв. деление, обработка) - строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д.
Фанданго
Фанданго (исп. fandango - испанский народный танец умеренного движения, сопровождаемый игрой на кастаньетах; размер 3/4.
Фантазия
Фантазия (греч. phantasia - воображение, вообще вымысел, выдумка) - виртуозное произведение свободной формы. 1. В XVII веке импровизационного характера вступление к фуге или сонате. 2. Виртуозное сочинение на темы какой-либо оперы, то же, что транскрипция (лат. transcriptio - переписывание) или парафраза (от греч. paraphrasis - описание, пересказ, перефразировка). 3. Инструментальное произведение, отличающееся причудливым, фантастическим характером музыки.
Фанфара
Фанфара (ит. fanfara) - трубный сигнал, обычно праздничного торжественного характера.
Финал
Финал (ит. finale - окончательный) - заключительная часть многочастного произведения, оперы или балета.
Фольклор
Фольклор (от. англ. folk - народ и lore - учение, наука) - совокупность произведений устного литературного и музыкального народного творчества.
Форма музыкальная
Форма музыкальная (лат. forma - внешний вид, очертания) - 1. Средства воплощения идейно-образного содержания, включающие мелодию, гармонию, полифонию, ритм, динамику, тембр, фактуру, а также композиционные принципы построения или Форма в узком значении. 2. Форма музыкальная в узком значении - исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов, определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее распространенными являются Форма трехчастная, куплетная, вариационная, рондо, сонатная, а также Форма построения сюитного, сонатного и симфонического циклов.
Фортепиано
Фортепиано (от ит. forte-piano - громко-тихо) - общее название клавишного струнного инструмента (рояль, пианино), позволяющего, в отличие от его предшественников - клавесина, чембало, клавикорда, получать звуки различной силы. Широта звукового диапазона и динамики, выразительность и красочное разнообразие звучания, большие виртуозно-технические возможности сделали Фортепиано преимущественно сольным и концертирующим инструментом, а также участником многих камерно-инструментальных ансамблей.
Фрагмент
Фрагмент (от. лат. fragmentum - обломок, кусок) - отрывок чего-либо.
Фраза
Фраза (греч. phrasis - оборот речи, выражение) - в музыке краткий относительно завершенный отрывок, часть мелодии, обрамленная паузами (цезурами).
Фуга
Фуга (ит. и лат. fuga - бег) - одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы.
Фугато
Фугато (от fuga) - полифонический эпизод в инструментальной или вокальной пьесе, построенный наподобие фуги, но не законченный и переходящий в музыку обычного, не полифонического склада.
Фугетта
Фугетта (ит. fugetta - маленькая фуга) - фуга небольших размеров, с сокращенным разделом развития.
Фуриант
Фуриант (чешское, буквально - гордец, зазнайка) - стремительный темпераментный чешский народный танец; размер переменный - 2/4, 3/4.
Хабанера
Хабанера (исп. habanera - букв, гаванская, от Гавана) - испанская народная песня-танец, отличающаяся сдержанным четким ритмом; размер 2/4.
Хор
Хор (от греч. choros) - 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию. 2. Сочинения для хора, самостоятельные или входящие в оперное произведение, в котором они являются одной из важнейших форм, часто используемых при создании массовых народных сцен.
Хорал
Хорал (от греч. choros) - 1. Церковное хоровое пение на религиозный текст, распространенное в средние века. 2. Хоровое или иное произведение или эпизод, основанные на равномерном неторопливом движении аккордами, отличающиеся возвышенно-созерцательным характером.
Хота
Хота (исп. jota) - испанский народный танец темпераментного живого движения, сопровождаемый песней; размер 3/4.
Цикл музыкальный
Цикл музыкальный (от греч. kyklos - круг, кругооборот) - совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке. В основе музыкального цикла лежит принцип контраста. Главные разновидности - сонатно-симфонический Цикл, сюитный Цикл; к числу циклических принадлежат также формы мессы и реквиема.
Чембало
Чембало (ит. cembalo, claviecembalo) - итальянское название клавесина, предшественника современного фортепиано. В XVII-XVIII веках Чембало входило в состав оперного или ораториального оркестра, сопровождая исполнение речитативов.
Экосез
Экосез (фр. ecossaise - «шотландка») - шотландский народный танец быстрого движения; размер 2/4.
Экспрессия
Экспрессия (от лат. expressio - выражение) в музыке - повышенная выразительность.
Элегия
Элегия (греч. elegia от elegos - жалоба) - пьеса печального, задумчивого характера.
Эпиграф
Эпиграф (греч. epigraphe - бувк. надпись на памятнике) - заимствованное из литературы фигуральное название начальной музыкальной фразы, темы или отрывка, определяющего собой преобладающий характер, ведущую мысль всего произведения.
Эпизод
Эпизод (греч. epeisodion - происшествие, событие) - небольшая часть музыкально-театрального действия; иногда введенный в музыкальное произведение раздел, имеющий характер отступления.
Эпилог
Эпилог (греч. epilogos от epi - после и logos - слово, речь) - заключительная часть произведения, подводящая итог событиям, иногда рассказывающая о событиях, происшедших спустя некоторое время.
Эпитафия
Эпитафия (греч. epitaphios) - надгробное слово.