Лад и тональность

Тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда.
На неудобную тональность иногда жалуются певцы, прося поднять или опустить высоту песни. Тональностью мы называем высотное положение музыкального лада. Самые распространённые в музыке лады – это мажор и минор. Состоят они из семи ступеней, главной из которых является первая (так называемая тоника). Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).

Ключевые знаки в тональностях

Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться. Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам).
Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д. 

мажор.jpg

Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада. Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов. Диезы и бемоли при ключе записываются не как попало, а в определённом, легко запоминаемом порядке, и этот самый порядок помогает мгновенно сориентироваться во всём многообразии тональностей…

Параллельные и одноимённые тональности

Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности. Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п. Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. 
тональности.jpg

Например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль. Одноимённые и параллельные тональности всегда существуют в паре «мажор-минор». Для любой из тональностей можно назвать одноимённый и параллельный мажор или минор. С одноимёнными всё понятно, а вот с параллельными сейчас разберёмся.

Как найти параллельную тональность?

Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора: шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез, значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор. Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор).

Устойчивые и неустойчивые ступени

устойчивый.jpg
Устойчивые – это первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII). В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре 


устойчивые-и-не.jpg




Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
ступени.jpg

Мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой.
Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую. Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон), в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона).

то-толутон.jpg
тон-толутон1.jpg


В записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменте – вы обнаружите разницу и в самом звучании.

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V), неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII). Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам. Особое значение имеет первая ступень – это основная ступень музыкального лада, она имеет название тоника. Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие, это трезвучие – идентификатор музыкального лада.


Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие: 1) до-ре-до-си-до – опеваем до; 2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми; 3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Что такое тетрахорд в музыке?

Тетрахорд – это греческое слово. Оно сложено из двух корней: «тетра» в переводе значит «четыре», «хорд» — «струна». Тетрахорд – звукоряд из четырёх ступеней, которые идут подряд один за другим, и которые можно сыграть или спеть вверх или вниз. Например: до, ре, ми, фа – тетрахорд, и ля, си, до, ре – тоже тетрахорд, или ля, соль, фа, ми – ещё один тетрахорд. 

Как петь гамму тетрахордом?

Любую гамму можно разделить на два тетрахорда: нижний и верхний. Нижний тетрахорд составляют первые четыре ступени гаммы – I, II, III, и IV, а верхний – оставшиеся последующие четыре ступени – V, VI, VII и I наверху (повторение тоники). В гаммах высоких тональностей – таких, как соль мажор или ля мажор, появляются ноты из второй октавы, которые нам петь неудобно. Это нормально – мы же не колоратурные сопрано, у большинства из нас, особенно в начале обучения музыке, небольшой диапазон. Вот как раз в таких случаях очень выручает умение делить гамму на тетрахорды. Нижний тетрахорд мы можем спеть там, где он написан, не напрягая при этом своего голоса, а высокие звуки из верхнего тетрахорда мы просто спускаем на октаву вниз.