Иоганн Себастьян Бах
(1685—1750)

бах1.jpg

«Не ручей! — Море должно быть ему имя...» — сказал о Бахе великий Бетховен. 
Почему, дорогие дети и родители, мы рекомендуем Вам познакомиться с музыкой именно этого композитора? Нам кажется, что ваша душа не сможет остаться равнодушной после прослушивания этого «Божественного откровения»! 
«Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены». (И. С. Бах)
Почему же творчество этого человека продолжает волновать наши сердца? Может потому, что всем без исключения людям свойственно на протяжении жизни переживать радость, ликование, скорбь, раскаяние, утешение? И поэтому музыка Баха обладает такой мощной силой воздействия? Каким человеком был этот великий гений? Как жил и творил великую музыку, пережившую время? 
Его жизнь не была лёгкой, но не была и трагичной. Многие люди, жившие в то время, испытывали то же самое. Первая трагедия Баха в том, что он в 9 лет потерял мать, а в 10 лет остался круглым сиротой. Такое раннее столкновение со смертью оставило глубокий след в его жизни. У него не было высшего образования, Бах никогда не учился в университете. Но он всегда много читал. На вопрос, как он достиг такого совершенства, Бах отвечал, что если вы будете заниматься столько, сколько я, вы будете такими же. Он не считал себя гением, никогда не писал для будущего. Многие вещи были сделаны для заработка. Он просто делал своё дело и не думал, как его оценят. 
Бах был скромным органистом, который ссорился с начальством, имел не самый гладкий характер, вспыльчивый нрав. Покладистость не была его чертой. Он был неудобным человеком, мог надерзить вышестоящим, а с нижестоящими даже мог устроить потасовку, как однажды случилось с одним фаготистом, который во время репетиции позволил себе нелицеприятные высказывания в адрес Иоганна Себастьяна. Было целое судебное разбирательство, так как Бах порвал ему камзол и надавал по лицу. Потом они извинились друг перед другом. То есть он не был «оторванным» гением, который витал где-то в небесах. Он был человеком земным, мог позволить себе какие-то радости, мог сходить с друзьями в кафе, сочинять музыкальные шутки.  
Женился Бах, когда ему было 23 года, на своей двоюродной сестре Марии Барбаре. У них родилось 7 детей. Но жена умерла, когда Баху было 35 лет. Через год он женился вторично. От двух жён у него было 20 детей, из них выжило 10. Он должен был много работать, чтобы содержать семью. 
Начиная с XVI века, практически все Бахи были музыкантами — кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером. Всего у них в династии более 50 известных музыкантов. 
В России настоящее знакомство с Бахом состоялось в 20-е годы XX века.  
Почему у нас не сразу эта музыка стала известной? Первым препятствием в России были чисто конфессиональные вопросы: музыка Баха была инославной. А второе — то, что музыка Баха была непривычной. 
Самое знаменитое так называемое «детское» произведение, которое мы рекомендуем прослушать «Шутка» из оркестровой сюиты №2.
Лёгкое, воздушное звучание флейты и струнных инструментов вызывает в воображении у детей самые неожиданные сказочные образы.

Загрузка плеера
«Воздух» из Оркестровой сюиты №3 пробуждает яркие переживания — чистые, светлые, возвышенные.

Загрузка плеера
Бах создал более тысячи малых и больших музыкальных композиций! И среди наиболее грандиозных по своим масштабам и значительнейших по содержанию произведений является «Токката и фуга ре минор». Она была создана в лучший период творчества композитора. Именно в Веймаре Бах создал свои самые известные органные сочинения.

Загрузка плеера
Иоганн Себастьян Бах был большим поклонником клавишных инструментов. Более того, он помогал знакомому изобретателю создавать новый вид инструмента, ставший в последствие прообразом современного фортепиано. В результате многолетнего труда был создан «Хорошо темперированный клавир» — цикл произведений из 48 прелюдии и фуг, объединённых в 2 тома по 24 произведения (1 том создан в 1722 году, 2-ой – в 1744). Этот цикл имел важное значение в связи с переходом к 12-полутоновому современному равномерно темперированному строю. Попытки создать сборник пьес для всех двадцати четырёх тональностей предпринимались и до И.С. Баха (например, в 1702 году органист Иоганн Фишер создал цикл «Ariadne musica», и И.С. Бах даже позаимствовал у него тему для одной из фуг II-го тома ХТК). Но ХТК Иоганна Себастьяна Баха стал наиболее известным и убедительным аргументами перехода к новому строю. 
Предлагаем послушать Прелюдию и фугу № 2 c-moll 

Загрузка плеера
Если Вас заинтересовала музыка этого талантливого композитора, то мы продолжим разговор о его творчестве. 
Концерт для флейты, скрипки и клавесина 

Загрузка плеера

Хорал из ''Страстей по Матфею''
Загрузка плеера

Двойной концерт 

Загрузка плеера
''Симфония'' из Рождественской оратории

Загрузка плеера

С. Н. Куршина, А. С. Куршина.