Главные трезвучия мажора и минора.
Главные трезвучия в мажоре.
На всех ступенях мажора можно построить трезвучия. Напомним, что интервалы между соседними нотами трезвучия должны составлять терцию. Строя трезвучия от ступеней лада, разрешено использовать только те звуки, которые входят в рассматриваемый лад. Например, рассматриваем C (до мажор). Строим трезвучие, от ноты E. Возможны варианты трезвучий:
Мажорное: E-G♯-H
Минорное: E-G-H
Уменьшенное: E-G-Bь
Увеличенное: E-G♯-H♯
Видим, что только в минорном трезвучии нет знаков альтерации. В остальных трёх обязательно есть диез или бемоль. Поскольку рассматриваемый нами звукоряд не содержит нот с диезами или бемолями, мы можем выбрать только минорное трезвучие (без знаков альтерации).
По такому принципу построим трезвучия от каждой ступени С (до) мажорного лада.
Главные трезвучия в мажоре.
На рисунке от каждой ступени построено трезвучие. Рамками выделены ступени (I, IV и V, это главные ступени), от которых построены мажорные трезвучия. Это главные трезвучия, они имеют индивидуальные названия:
· Трезвучие, построенное от I ступени: тоническое. Обозначается: T.
· Трезвучие, построенное от IV ступени: субдоминантовое. Обозначается: S.
· Трезвучие, построенное от V ступени: доминантовое. Обозначается: D.
Обращаем ещё раз внимание: все три главных трезвучия — мажорные. Они соответствуют звучанию мажорного лада: и лад мажорный, и трезвучия мажорные.
Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.
Главные трезвучия в миноре.
Аналогично строим трезвучия в миноре. На главных ступенях будут располагаться минорные трезвучия. Названия трезвучий такое же, как и в мажоре, только они обозначаются маленькими буквами: t, s, d. На рисунке ниже изображён Am (ля минор):
Главные трезвучия в миноре.
В практике доминантовое трезвучие почти всегда используется с повышенной 7 ступенью минора. Таким образом, вместо ми – соль - си мы скорее всего услышим в музыке ми - соль диез - си. Такое трезвучие имеет большее тяготение в тонику, помогает музыке двигаться вперед, развиваться:
Главные трезвучия в миноре построены от I, IV и V ступеней.
Главные трезвучия являются гармонической основой лада. Именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.
Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд).Соединение главных трезвучий.
Соединением (двух) аккордов называют их последовательность в музыкальном произведении. Последовательность из нескольких аккордов называют гармоническим оборотом.
Они очень широко распространены в музыке. Полезно знать их простейшие соединения:
При соединении аккордов друг с другом важную роль играет наличие общих звуков. Возможны два способа соединения аккордов: гармонический – при котором общий звук (звуки) остается на месте в том же голосе и мелодический – при котором ни один из звуков не остается на месте.
Процесс связывания аккордов называется голосоведением.
Так как мы вокалисты, то плавное голосоведение для нас является наиболее важным!